Недавнее свержение Башара Асада до сих пор вызывает бурный восторг в ЕС. Впрочем, за пафосными заявлениями о падении «варварского государства» — слова президента Франции Макрона — есть и вполне прагматичный расчет.
Европейцы бойко взялись за сирийских беженцев.
Неотложные меры
По меньшей мере одиннадцать европейских стран уже объявили о приостановке приема от сирийцев заявлений на предоставление убежища.
Это и члены ЕС — Австрия, Германия, Бельгия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Швеция, — и государства, в союзе не состоящие: Великобритания, Норвегия, Швейцария.Формальная причина — окончание гражданской войны. Именно противостояние Асада и вооруженной оппозиции, начавшееся в 2011-м на волне «арабской весны», привело к массовому оттоку сирийцев за рубеж. Позднее ситуацию усугубило так называемое «Исламское государство»*, воспользовавшееся кризисом.
Хотя одолеть террористов и удалось (при значительной помощи российской стороны), гражданский конфликт де-факто не прекращался. Поэтому вопрос об ограничении приема беженцев или депортации уже въехавших в Европу почти не поднимали.
Теперь официальный повод для помощи сирийцам исчез, и им фактически указывают: вы нужны своей стране, Асад не у власти, вот и оставайтесь на родине.
Почти дюжина стран — это, конечно, еще не вся Европа. В ЕС входит 27 государств. Однако проблемы предоставления убежища решают на уровне национального законодательства. Европейская комиссия (ЕК) — главный орган исполнительной власти ЕС — не вправе утвердить общую программу для беженцев и не может влиять на действия отдельной страны.
Бывают исключения. Например, после рекомендаций ЕК в 2022-м, Совет (один из главных законодательных органов ЕС) принял директиву о временной защите беженцев с Украины, дающую им существенные послабления при переселении в Европу. Но тогда в союзе было единство мнений (иначе бы документ не прошел голосование).
В нынешней ситуации с сирийцами общей позиции нет. Большинство членов ЕС, похоже, не против того, чтобы выходцы из арабской республики прибывали, тем более что в некоторые страны союза они и не въезжали. Остальные прибегают к разного рода мерам: от откровенно запретительных до условно компромиссных.
В ожидании консолидированного ответа
На текущий период никаких изменений в статусе тех сирийцев, которым уже предоставлено убежище в любых европейских странах, не предусмотрено. Ограничения касаются только новых потенциальных беженцев.
По данным ООН, с начала гражданской войны в Сирии в 2011-м по меньшей мере 7,4 миллиона сирийцев остаются внутренне перемещенными лицами. Около пяти миллионов обратились за помощью в соседние страны. А на Европу пришлось порядка 1,3 миллиона человек.
Согласно полугодовому обзору, опубликованному Агентством Европейского союза по предоставлению убежища (EUAA) в сентябре, из 513 тысяч заявлений о предоставлении убежища, полученных странами ЕС в 2024-м, «сирийцы продолжали подавать больше всего прошений в первой половине года».
В отчете EUAA также подчеркивается, что около 101 тысячи бумаг находятся на рассмотрении в странах блока.
Лидеры всех 27 государств ЕС встретятся в конце этого месяца, чтобы обсудить возможный консолидированный ответ на изменившуюся ситуацию в Сирии.
Пока же в европейских столицах прорабатывают свои варианты.
Например, в Германии, которая приняла более миллиона сирийских беженцев, заморозка обработки заявлений на предоставление убежища коснется почти 48 тысяч человек. Лидер консервативного Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Зодер заявил, что это «правильное решение».
Элис Вайдель, председатель правой партии «Альтернатива для Германии» («АдГ»), решила пойти дальше: беженцы «должны немедленно вернуться в Сирию», написала она в соцсети X (бывший Twitter). А депутат от консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) Йенс Шпан предложил «фрахтовать самолеты» и выплачивать премию почти в тысячу евро тем, кто захочет добровольно вернуться на родину.
Впрочем, ни «АдГ», ни ХДС не входят в пока еще правящую коалицию. Поэтому официальные власти более сдержанны: МИД Германии отметил, что «факт свержения режима Асада, к сожалению, не является гарантией мирного развития событий». С выдворением, даже за деньги, не спешат. Депутат от «Зеленых» (партия входит в коалицию) Антон Хофрайтер назвал разговоры о депортации «совершенно неуместными».
В Австрии, где проживает около ста тысяч сирийцев, министр внутренних дел Герхард Карнер заявил, что выдача виз для воссоединения семей будет приостановлена.
«Я поручил министерству подготовить упорядоченную программу депортации в Сирию», — также отметил глава МВД. Пока механизм прорабатывают, канцлер Карл Нехаммер пошел по пути немецкого депутата Шпана, предложив за добровольное возвращение тысячу евро.
Датские власти приостановили обработку дел, хотя их всего семьдесят. И тоже пока думают над депортацией. Те же настроения в Бельгии, Италии и Норвегии. В Великобритании говорят, что пауза в рассмотрении прошений — лишь «временная мера», необходимая для оценки положения.
Более запутанная ситуация во Франции. «Мы работаем над приостановлением текущих дел о предоставлении убежища, поступающих из Сирии», — заявило местное МВД.
Но прошения обрабатывает управление по защите беженцев и лиц без гражданства (OFPRA), которое не находится в ведении министерства. И там высказываются крайне сдержанно.
«Мы внимательно следим за ситуацией в Сирии, и это может привести к тому, что мы отложим некоторые решения, — пояснил директор OFPRA Жюльен Буше. — Если опасения преследования, на которые ссылаются заявители, были связаны непосредственно с режимом Асада, нам придется сделать шаг назад и приостановить рассмотрение таких дел».
Однако он отметил, что даже это «ни в коем случае не помешает людям подавать заявления». Право на убежище во Франции конституционное — в соответствии с Женевской конвенцией 1951-го (о статусе беженцев). Следовательно, говорит Буше, «никто не может быть лишен возможности просить и добиваться рассмотрения своего заявления, независимо от геополитической ситуации в его родной стране».
«Токсичные дебаты»
Многие раскритиковали скороспелые шаги отдельных стран по ограничению прав на убежище.
Кэтрин Вуллард, директор Европейского совета по делам беженцев и изгнанников, предостерегла от «поспешной отправки людей обратно до того, как Сирия станет безопасной».
Международная правозащитная организация Amnesty International (AI) потребовала «немедленно отменить» решения о приостановке рассмотрения заявлений о предоставлении убежища и «прекратить призывы к депортации». Надо изучать индивидуальные обстоятельства, с которыми столкнулся проситель в каждом конкретном случае, подчеркнул директор AI по Европе Ив Гедди.
Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) также предупредило, что в вопросе ограничений прав вынужденных переселенцев необходимы «терпение и бдительность».
«На данный момент мы, как и УВКБ, считаем, что условия для безопасного, добровольного и достойного возвращения в Сирию не выполнены», — заявила и ЕК.
Даже в тех государствах, которые уже спешат избавиться от беженцев, некоторые аналитики и политики настроены скептически.
«То, как европейские страны подстегивают друг друга, чтобы вместе приостановить рассмотрение заявлений о предоставлении убежища или даже начать переговоры о возвращении тех, кто получил защиту, вызывает недоумение, — подчеркнул Брэм Фроус, директор женевского Mixed Migration Centre. — Это демонстрация лицемерия. Недавно некоторые государства говорили, что нормально возвращать людей в Сирию даже при Асаде. Теперь, когда его нет, они также считают, что можно делать это. Все указывает на то, что, независимо от обстоятельств, целью является депортация».
Призывы к возвращению беженцев больше связаны в целом с «токсичными дебатами о миграции в Европе», чем с ситуацией непосредственно в Сирии», говорит и Джудит Коленбергер из Венского университета экономики и бизнеса.
В ФРГ некоторые члены правящей коалиции тоже считают, что причины жестких мер — политические. «Это можно объяснить желанием консервативных сил преодолеть „травму” Ангелы Меркель», — отмечает Нильс Шмид, представитель по внешней политике Социал-демократической партии Германии.
Речь о том, что именно экс-канцлер в середине прошлого десятилетия открыла двери ЕС для сирийцев.
А министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми предостерегает: «исход» сирийцев из Европы, случись он, может быстро превратиться «в обратный поток». Те, кто не найдет на родине достойной жизни, решат вернуться назад, взяв с собой оставшихся в арабской республике близких. И это увеличит количество людей, использующих уже нелегальные пути миграции.
Читайте также: «Идет ва-банк»: на Украине раскрыли, что готовит Зеленский
Ренат Абдуллин
*Запрещенная в РФ террористическая организация.
Свежие комментарии