Когда государство ведёт войну, которая перерастает в большую или в очень большую войну, военные расходы финансируются за счет текущего государственного бюджета, потом — за счет увеличения военных расходов государственного бюджета и за счет увеличения налогов, за счет увеличения государственного долга и / или инфляции — выпуска денег для финансирования государственных расходов.
Несколько примеров из истории.
Американский конгресс времен американской революции финансировал военные расходы расписками конгресса, которыми уплачивались поставки для армии, в ходу также были частные деньги и долговые расписки.
Революционная Франция — тяжелейшая ситуация с государственными финансами до революции. В 1787 году затраты бюджета королевской Франции на выплату процентов и погашение государственного долга составляли 49% всех расходов. Еще 26% забирали армия и флот и 6% — содержание королевского двора.
Революционная Франция начала печатать бумажные деньги, и эта эмиссия резко увеличила инфляцию. Одновременно рос государственный долг, который в конце концов на две трети был просто аннулирован термидорианским правительством.
Военные расходы при Наполеоне финансировались в большей степени за счет увеличения налогов и контрибуций из оккупированных стран Европы, около 10 % военных расходов Наполеона финансировалось новыми государственными займами, размещение которых происходило чрезвычайно трудно после аннулирования предыдущих государственных долгов. Военный бюджет при Наполеоне составлял 67% от всех расходов государственного бюджета, а долги бюджета к 1814 году составляли примерно 50% от бюджета.
Правительство Германии в начале 20-го века финансировало военные расходы одновременной эмиссией (за годы войны количество немецких марок в обращении увеличилось в 5 раз) и резким увеличением государственного долга. После окончания войны в Германии был период огромной гиперинфляции и хождения частных денег, помимо государственных.
Этот список можно продолжать. Сейчас во многих странах мира в последние месяцы и годы в связи с военными действиями на Украине и на Ближнем Востоке наблюдается резкий рост военных бюджетов, рост эмиссии национальных валют, налогов и государственных долгов.
В ближайшие две недели появится итоговая финансовая отчетность в США (где финансовый год заканчивается 30 сентября), а также отчётность за три первых квартала 2024 года — во всех остальных странах мира.
Анализ этой финансовой отчётности позволит сделать выводы о финансовой устойчивости или неустойчивости воюющих стран и стран, в значительной мере участвующих в этих войнах.
Не следует ожидать каких-либо сильных изменений от показателей годового бюджета США, которые появятся после 30 сентября, так как за последние месяцы в США никаких серьёзных изменений в финансовой, в расходной и в налоговой политике не произошло, а финансирование происходило в режиме трех- или шестимесячного финансирования федерального бюджета в текущем режиме.
То есть практически в рамках параметров бюджета 2023 года, что в свою очередь означает нарастание финансовых проблем, нарастание государственного долга США, который уже составляет величину свыше 35 триллионов долларов, нарастание суммы процентов по обслуживанию этого государственного долга где-то до уровня 1 триллиона долларов США в год при сумме всех государственных доходов около 4,5 триллионов долларов в год, что, в свою очередь, означает для США приближение к техническому
банкротству где-то через 8–10 лет.
Самые интересные с аналитической точки зрения данные следует искать в данных исполнения государственного бюджета государства Израиль, который резко увеличился за последний год в части военных расходов, необеспеченных соответственным повышением доходов при падающей конъюнктуре израильской экономики, связанной с войной (падение туризма, изъятие из производительной сферы около 400 тысяч граждан, призванных в армию, и так далее).
Соответственно, израильское правительство резко увеличило размеры государственного долга, что привело к резкому падению (сразу на два пункта) кредитного рейтинга государства Израиль по оценке рейтингового агентства «Мудис».
Анализировать бюджет Украины бессмысленно, страна фактически находится в состоянии технического банкротства, не имеет возможности в полной мере оплачивать проценты по государственному долгу и погашать государственный долг.
Ведущие страны Западной Европы — Англия, Германия и Франция — сами не ведут военных действий, но также оказались в ситуации резкого увеличения дефицита государственных бюджетов и роста государственного долга из-за роста цен на энергоносители, на удобрения, на сырьё, а также из-за огромного роста социальных расходов на мигрантов.
При этом они по-прежнему пытаются сохранить высокий уровень поддержки Украины, затрачивая на безнадёжное сражение с Россией свои последние финансовые и материальные ресурсы.
После появления официальных данных финансовой отчётности этих стран где-то в первой-второй половине октября, можно будет провести точные анализы и сделать более точные выводы, но уже сейчас можно сказать, что, поскольку руководители всех этих стран продолжают воевать или поддерживать военные действия на Украине и на Ближнем Востоке, они продолжают губить финансы и экономику своих стран в угоду несбыточных целей войн вместо попыток их прекращения.
Основная цель такого рода анализов обычно состоит в составлении прогноза, насколько воюющим странам хватит довоенных запасов финансовой прочности, как долго они смогут финансировать интенсивные военные действия. В рассматриваемых нами странах этот запас финансовой прочности явно сокращается.
Читайте также: Американский политик сорвалась на Украине из-за катастрофы в США
Михаил Ошеров, специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии