Что даст России смены власти на Кубе? Об этом «Вести в субботу» поговорили с Херардо Пеньяльвером Порталем, чрезвычайным и полномочным послом Республики Куба в Российской Федерации.
— Люди старшего поколения в России помнят, что был Верховный совет, был Президиум Верховного совета. Что такое Государственный совет на Кубе? За что он отвечает?
— На Кубе Национальная Ассамблея народной власти — парламент — имеет две сессии, два периода.
— В году всего-навсего. А между ними Госсовет?
— Да. Он принимает все важные решения государства, декрет, международные договоры, назначает посла.
— Вас назначил Государственный совет?
— Конечно.
— Но вы при этом ходили в ЦК, я думаю?
— Нет, Государственный совет, конечно.
— В нем 19 мужчин и 12 женщин?
— И для нас это самая главная верховная власть государства.
— Государственный совет — это такой коллективный орган. Председателем Госсовета был Фидель Кастро, потом Рауль Кастро. Они как исторические фигуры воспринимались как главы государства. Сейчас это Мигель Диас-Канель Бермудес. Он президент Кубы или координатор Государственного совета?
— Фидель Кастро стоял во главе революции 50 лет. Он — единственный, другого такого нет. Когда Фидель заболел, Рауль Кастро 10 лет назад старался передать такой авторитет, который Фидель концентрировал. Это процесс мы называем процессом институционализации.
— Это было от Фиделя к Раулю. А сейчас — переход от Рауля к Диас-Канелю. Диас-Канель — президент страны или это координатор коллективного совета?
— Самые главные решения во внутренних делах, во внешней политике будет принимать Государственный совет или Совет правительства, или партия.
Конечно, партия не управляет. Но это самая важная политическая сила.— Стратегическое оружие Кубы, как сказал однажды Рауль Кастро.
— Конечно. И верховная власть общества и государства.
— Я слушал выступления Диаса-Канеля. Он сказал, что возглавлять процесс будет все-таки Рауль Кастро. Но в то же самое время Рауль Кастро сказал, что он остается первым секретарем ЦК партии, но через 5 лет Диас-Канель станет председателем Госсовета, Совета министров.
— Через три года. В 2021 году. Потому что съезды и конгрессы Коммунистической партии проходят каждые 5 лет. Следующий будет в 2021-м.
— То есть сейчас это все равно переходный период?
— Да. Старшее поколение вместе с новым поколением будут помогать. Рауль будет помогать. У него моральный авторитет.
— Очень интересно, что сам Рауль Кастро не стал избираться в Госсовет даже рядовым членом. Он просто вообще в этом смысле ушел. Но кабинет у него, кстати, ведь, по-моему, не в ЦК, а в Министерстве обороны остался? Каких реформ вы сейчас ждете? Сменился руководитель Государственного совета. На Кубе много что изменилось. Я часто там бываю. Мобильные телефоны уже никого не удивляют. Wi-Fi для граждан тоже есть. Что бы еще хотелось сейчас побыстрее изменить?
— Надо еще много изменить. Наш путь — социализм. Вы называете это реформами, мы называем это актуализацией экономической и социальной модели развития Кубы. А чтобы построить социализм, надо быть в области экономики, надо быть в области сельского хозяйства, в области высоких технологий. Надо увеличивать качество жизни человека. Потому что социализм не будет настоящим без качества жизни человека. Куба — маленький остров, слаборазвитая страна.
— С продолжительностью жизни, которой может завидовать многие европейские страны, замечу. Что в российско-кубинском экономическом сотрудничестве вы бы сейчас назвали главными проектами?
— Это современная электростанция. Огромная, с мощностью 1200 мегаватт.
— Это «Интер РАО»?
— «Интер РАО» и «Силовые машины» из Санкт-Петербурга. Мы будем делать целую программу в железнодорожной области. Это более 2 миллиардов долларов. Мы будем не только покупать локомотивы и вагоны, но и модернизировать целую нашу железнодорожную систему. В области транспорта — автобусы, грузовые машины. В области биотехнологий — биофарма. В области сельского хозяйства у нас есть программа, чтобы развивать цитрусовую промышленность. Это мы тоже сделаем с российскими предприятиями.
— И все это следствие очень интересного соглашения: долг в обмен инвестиций. То есть Россия простила долг. Но за это она получает гарантированные инвестиции в ряде отраслей кубинской промышленности, куда больше никого не пускают. Только россияне занимаются железными дорогами или, например, теплоэлектростанциями.
— Конечно. На Кубе мы работаем вместе более 55 лет. На Кубе есть и оборудование, и технологии. И наши кубинские инженеры и студенты, техники обучались в России. Высокий уровень политического диалога. Россия для Кубы — надежный и старый союзник, как и Куба для России. Разница в том, что Россия — великая держава, а Куба — маленькая слаборазвитая страна. Но, несмотря на это, мы построили не только взаимовыгодные отношения, но и дружественные отношения. Президент Путин разговаривал по телефону с нашим первым секретарем Раулем Кастро, с президентом Мигель Диасом. В этом разговоре мы подтвердили и президент Путин тоже стратегический характер наших отношений и их продолжение.
— Откуда у вас такой русский язык, что вы даже букву «з» умеете произносить, что испаноязычные люди обычно не умеют?
— Я жил в Москве 40 лет назад. Я ходил в кубинскую школу при посольстве, но мы утром изучали русский язык с русской учительницей, а вечером — испанский.
Читайте также: Дождались: «ДНР вернулась в Славянск» (ВИДЕО)
Свежие комментарии