В редакцию «Русской Весны» поступила третья часть философского материала Александра Одинцова об огромной важности нравственного самоконтроля представителей власти, без которого управление страной приводит к печальным последствиям. Обо всём этом тысячи лет назад было написано в главной книге христиан.
Часть I: Огромная ответственность власти: управление страной без нравственных ориентиров ведёт в пропасть
Часть II: Важнейшие требования к власти
«И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит» (Книга пророка Иеремии 21, 11-12).
Русские цари-праведники
Русская история богата праведными правителями. Во-первых, это св.равноап. княгиня Ольга, св. равноап. князь Владимир, страстотерпцы князья Борис и Глеб, благоверный князь Ярослав Мудрый, благоверный князь Андрей Боголюбский, благоверный князь Александр Невский, благоверный князь Дмитрий Донской и многие, многие другие.
Князь Владимир
Одним из прекрасных примеров образа монарха служит св. равноапостольный князь Владимир, который показал нам, как вера меняет человека, прошедшего путь от жестоко и грешного язычника до праведного православного царя, крестившего и обратившего Россию к вере, которого боготворил и любил весь русский народ, дав ему имя Владимир Красное Солнышко.
Удивительные перемены произошли с князем Владимиром после крещения.
Князь искренне и глубоко принял христианское учение, он старался быть достойным христианином и мудрым правителем христианского государства.
Он решил построить Русь на христианских заповедях о любви. Князь отметил смертную казнь. На местах, где раньше люди поклонялись идолам, по приказу князя стали строить христианские храмы.
К концу правления равноапостольного князя Владимира в столице Руси Киеве уже было 400 храмов. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища. Так было положено начало русскому просвещению, образованию детей. Князь очень любил свой народ.
На широком княжеском дворе стали устраивать по праздникам угощения для всего народа, а для больных по домам развозили хлеб, мясо, мёд и другие продукты: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить?“ И тем раздавать все, что им нужно». По распоряжению Владимира трапезы для голодных устраивались не только в Киеве, но и в других городах и деревнях.
Огромный вклад внес Владимир в укрепление обороноспособности государства: он ставит города-крепости по рекам — Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне.
Защита Руси становится общим государственным делом для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен, что в том числе нанесло серьезный удар по прежнему племенному строю Русского государства.
Князь Александр Невский
Другой прекрасный пример из русской истории — святой благоверный великий князь Александр Невский.
Среди народных героев, о которых хранит память русский народ, князь Александр Невский занимает особое место. Как полководец и дипломат, защищавший Родину мечом и словом, как ревностный хранитель православной веры и умелый и справедливый правитель вошел князь в историю Руси.
Уже вскоре после смерти князь был назван святым в лике благоверных заступников Русской земли. «Житие» восхваляет ум и сердце, красоту и храбрость Александра, рисует его как богато одаренную личность — и духовно, и физически.
«И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».
В 1237 году на западе, в прибалтийских землях, Русь теснили рыцари Тевтонского ордена. Тевтонский орден имеет еще название Немецкий, или орден крестоносцев.
В 1240 году шведский военачальник Биргер (по шведскому преданию, основатель современной столицы Швеции — города Стокгольма), побуждаемый папой против «неверных», то есть православных, высадился на берегах Невы.
Биргер направил послов к Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне, — я уже здесь и беру в плен землю твою». «Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами».
Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!»
15 июля 1240 года дружина князя и новгородские ратники подошли к месту стоянки шведского флота.
Скандинавские источники, описывающие эту битву, насчитали у Биргера 5 тысяч воинов. Войско Александра было значительно меньше, но исход битвы решили внезапность нападения и талант полководца. Конная дружина самого Александра неожиданно ударила в центр шведских войск. Одновременно пешие воины теснили врага, уничтожали мостки, ведущие к кораблям, отрезая шведских воинов от флота. Победа Александра была полная и решительная. «И была сеча великая с латинянами (так „Житие“ называет шведов), и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю (Биргеру) возложил печать на лицо острым своим копьем».
За мужество и ратную доблесть народ после этой битвы стал звать князя Александром Невским. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера, известное как «Ледовое побоище». Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
В это время Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, ибо находилась между двух теснителей — Востоком и Западом. Устоять в борьбе одновременно на два фронта она не могла.
Нужно было сделать выбор. Александр Невский выбрал Восток, чтобы сохранить православную веру, и решил отбиваться от Запада. И этот курс по сути сохраняется до сих пор.
Священное Писание о социальной защите и справедливости
Как мы видели выше, в книге Исайи, а также Иеремии очень много написано о защите бедных и нуждающихся.
Об этом много пишет Соломон в Притчах:
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Притч. 14:31).
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17).
«Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Притч. 22:16).
«Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их» (Притч. 22:22–23).
«Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою» (Притч. 23:10).
Теперь обратимся к Псалтыри
Псалом 9 (10-13): «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;
и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных».
Там же (34-36): «Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: „Ты не взыщешь“?
Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия».
Псалом 11 (6): «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят».
Псалом 13 (3-6): «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных.
Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь — упование его».
Псалом 93 (1-10) (Давида):
«Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
и говорят: „не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев“.
Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?»
Христианство проповедует любовь и милосердие. Ибо важнейшая заповедь — любовь в ближнему. Это показано в Притче о самаритянине: что есть формальное следование веры, но не имеет плодов любви.
В притче о богаче и Лазаре показано, что люди имущие будут осуждены за равнодушие к бедным. Об этом самым подробным образом говорит и книга пророка Исайи.
В главе 25 от Матфея описан страшный суд на людьми — там показано, что по правую сторону будут поставлены праведники по принципу исполнения заповеди о любви к ближнему (35-36): «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
А кто будет изгнан из Царства? Вот ответ (41-46) и он очень понятен: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня“. Тогда и они скажут Ему в ответ: „Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?“ Тогда скажет им в ответ: „истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне“. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Заключение
Исходя из христианского учения об праведном исполнении своего долга (Притча о талантах, о нерадивом слуге, притче о виноградарях, учение апостола Павла), а также учении Господа «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 25-28) можно утверждать, что непосредственный долг элит, власть придержащих как служителей государства в первейшую заботиться об общем благе государства, улучшении жизни народа, ставя свои личные интересы на последнюю ступень («да будет вам слугою»).
При этом никто не отменял для служителей исполнений личных норм праведности, которых уже вполне достаточно, чтобы государство процветало. При этом казнокрадство, коррупция явственно осуждается Св.Писанием.
Следовательно, элиты должны развивать экономическую мощь государства, активно инвестировать в продуктивные направления производства, нести социальное бремя, платить налоги и соблюдать законы. Кто это не делает, тот подобен неправедным виноградарям и плохим слугам, богачу из притчи о Лазаре. Весь Ветхий Завет прослеживает высшую степень ответственности элит за служение народу перед Богом (см. Книга притчей Соломоновых, Книга Премудрости Соломона, Книга пророка Исайи, Псалтырь и пр.)
В книге Премудрости Соломона (2, 6-11) описан наиболее простой путь, который избирается грешниками: «Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным».
И тут же дана жесточайшая картина ответственности князей мира сего перед Богом и перед народом за вверенные им государства в том числе за сознательный выбор неправедности (6, 1-11): «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны. Господь всех не убоится лица и не устрашится величия, ибо Он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех; но начальствующим предстоит строгое испытание. Итак, к вам, цари, слова мои, чтобы вы научились премудрости и не падали. Ибо свято хранящие святое освятятся, и научившиеся тому найдут оправдание. Итак, возжелайте слов моих, полюбите и научитесь».
Эта же мысль есть и в Новом Завете «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).
Как толкует этот фрагмент Прп. Нил Синайский: «Благодарить обязан ты Бога, что нет у тебя денег, в которых потребовался бы у тебя отчет в день Суда. Ибо сказано: „Емуже дано много, множайше просят от него“ истязатели Ангелы (Лк. 12:48). И богач за данные ему деньги подвергнется тяжкому наказанию, строгой ответственности и страшному исследованию: хорошо ли он или худо распорядился тем, что было ему передано Промыслом Божим».
Приведем текст первого Псалма, который в красивой поэтической форме подводит итог всему сказанному: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые: но они — как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет».
В заключение приведем мудрейшие слова Патриарха Кирилла о революции 1917 г. и роли Церкви в современном обществе: «Вспоминая о случившемся сто лет назад, мы думаем о будущем нашей страны. Вот и сегодня есть определенные силы в обществе, которые не желают, чтобы Церковь говорила правду своему народу, чтобы она обращалась к людям с пророческим словом… Призываю все духовенство к мудрости и мужеству, к готовности исповедовать Христа и словом, и делом. Ведь если и в этот раз мы не достучимся до человеческих умов и сердец, то все может кончиться катастрофой».
Читайте также: Великий неизвестный Герой: Как сержант-ядерщик из разрушенного Пскова защищал страну от атомной войны (ФОТО)
Александр Одинцов, специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии