Нормализация отношений с Россией в конце июня была для Турции редкой хорошей новостью, пишет Foreign Affairs.
Теракты курдских повстанцев и ИГИЛ*, беженцы из Сирии и проблемы в экономике вследствие российских санкций, а также разлад с ЕС и США навели президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на мысль, что холодную войну с Москвой он себе позволить не может, отмечает обозреватель Джеффри Манкофф.
В первое десятилетие XXI века Россия и Турция пошли на стратегическое партнерство, беспрецедентное на фоне истории их многовековой конфронтации.
Оба государства надеялись нарастить свой вес в мировом порядке и считали, что Запад не дает им право голоса.
Они увеличивали взаимные торговлю и инвестиции: к 2015 году Россия стала третьим по значимости торговым партнером Турции, четвертой — как источник иностранных инвестиций и основным поставщиком газа, а российские туристы были повсеместны на турецких курортах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россия возобновляет авиасообщение с Турцией
Санкции и противостояние с Россией из-за кризиса в Сирии существенно подорвали турецкую экономику, и в попытках Эрдогана побыстрее восстановить связи с Москвой не было ничего удивительного, пишет автор статьи.
Судя по всему, отмечает он, извинение турецкого лидера также должно было стать первым шагом к отказу Турции от требования немедленного отстранения Башара Асада в обмен на отказ России от санкций и от поддержки курдской группировки PYD в Сирии.
В случае успеха этого «гамбита» Анкара сможет сосредоточиться на борьбе с PKK (террористической курдской группировкой в Турции) и ИГИЛ, — причем с последней, по предположению обозревателя Foreign Affairs, совместно с Москвой.
После терактов в Стамбуле в конце июня главы МИД России и Турции встретились в Сочи и договорились о возобновлении военных контактов и связей в сфере борьбы с терроризмом.
Но «разрядка» между Россией и Турцией все равно не восстановит былого стратегического партнерства, убежден Джеффри Манкофф.
В свое время оно стало возможно на самом деле из-за того, что с падением СССР от границ Турции ушла «военная мощь Москвы».
В былые времена, начиная с Крымской войны и вплоть до холодной, неуверенность Турции перед лицом российской армии вынуждала ее искать поддержки влиятельных стран Европы и Северной Америки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российская разведка предупредила Эрдогана о перевороте, — иранские СМИ
Но в 1991 году эта угроза вдруг отпала; это обстоятельство также позволило Анкаре вести более амбициозную внешнюю политику на Ближнем Востоке.
В последние годы благодаря кампании по модернизации сила российской армии восстановилась, и теперь Москва наращивает свое военное присутствие в близких к Турции регионах.
После «аннексии» Крыма Россия создала зону своего доминирования на Черном море и теперь делает нечто аналогичное в Восточном Средиземноморье, где она договорилась с правительством Асада о наращивании присутствия своих сил.
Также она намеревается усиливать свою военную группировку в Армении, которая находится на турецкой границе.
В отличие от союзников Турции по НАТО, Москва наверняка готова будет отвернуться, пока Эрдоган преследует своих оппонентов, считает обозреватель американского журнала.
Однако стратегические интересы двух стран разошлись — не только в Сирии, но и на Украине («которую Россия расчленяла, пока Турция наращивала связи»), а также на Кавказе, где вражда между Арменией и Азербайджаном усилила конкуренцию Москвы и Анкары.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Кремле назвали место и время встречи Путина и Эрдогана
В краткосрочной перспективе две страны, возможно, и смогут смягчить напряженность в отношениях — более того, Россия может воспользоваться отчуждением между Турцией и Западом, чтобы притянуть Турцию к себе.
Но если говорить о более длительном сроке, то провалившийся переворот усилит в Анкаре чувство незащищенности, а чистки Эрдогана в военных кругах подорвут ее способность противостоять экспансии России.
Турция не в состоянии дать сейчас отпор России — и Москва будет продолжать расширять свое влияние в регионе, предлагая Турции «неравные отношения», делает вывод Foreign Affairs.
* Запрещенная на территории РФ террористическая организация.
Свежие комментарии