Украинские власти в панике. Уполномоченная Верховной рады по правам человека Людмила Денисова в эфире программы «Донбас PRIME» заявила о резко возросшем количестве жителей ЛДНР, получивших российское гражданство, и выразила обеспокоенность данным фактом.
Напомним, что сегодня цифра стремится к 600 000 обладателей российских паспортов.
Тем временем в Республиках вопрос вхождения в состав Российской Федерации становится все более актуальным. Версий того, как именно это произойдет и произойдет ли вообще, становится все больше.
На Украине строят свои версии, в ЛДНР высказывают свои инсайды.
О некоторых из них и пойдет беседа с Иваном Соловьевым — заслуженным юристом, имеющим богатый опыт работы в структурах МВД, Государственной думы и Аппарате уполномоченного по правам человека РФ.
— Со стороны русских гостей во время форума «Единство русских: защита прав и свобод» было озвучено предложение разработать удостоверение соотечественника, благодаря которому русский и русскоязычный гражданин абсолютно любой страны будет фактически наделен теми же правами, что и граждане Российской Федерации. При этом в удостоверении будет ставиться регистрация с фактическим местом жительства.
Т. е. гражданин ДНР, например, имея удостоверение соотечественника с пропиской в ДНР, фактически будет считаться полноценным гражданином Российской Федерации. Решение, конечно, гениальное, но насколько это реалистично?
— Предложение неординарное, согласен. Но требующее очень серьезной проработки. Если заглянуть чуть дальше, то там один вопрос вызывает другой и конца этим вопросам пока не видно.
Вот если отбросить эмоции и сосредоточиться исключительно на правовой стороне вопроса. Что включает в себя такое понятие, как русскоязычный гражданин любой страны? Или скорее, кто может попасть под эту категорию? И потом, этот человек является гражданином другой страны, там работает, получает заработную плату, тратит деньги, имеет недвижимость и уплачивает налоги и сборы.
Но при этом Россия должна обеспечить ему равные права со своими гражданами, то есть распространить все, что гарантировано Конституцией. Но ведь в Основном законе страны есть и права, и обязанности. И баланс прав и обязанностей является справедливым и составляет основу, базовый принцип Конституции.
А как свои обязанности перед Россией будет выполнять гражданин другой страны? Сложно очень! Значит, и объем прав не может быть таким же, как у гражданина России. А какой он должен быть тогда? Кто это определит?
Видите, как много вопросов. Поэтому надо прорабатывать и четко смотреть за тем, чтобы благие намерения не породили конфликтную ситуацию, в которой в результате половинчатых или непродуманных решений всем будет не комфортно.
Процесс же получения российского гражданства жителями Донбасса — совсем другая история. Он может и должен быть завершен на основании имеющейся нормативной базы и сложившейся практики. И потом, гражданство — полноценный и совершенно однозначный, признанный всеми нормами международного права правовой статус человека. В отличие от квазиправовых и пока довольно размытых по пониманию удостоверений.
По моим многочисленным наблюдениям, сегодня жители Донбасса — самые патриотичные граждане Российской Федерации.
А основой нашей общей истории и культуры всегда были простые человеческие чувства — сострадание, взаимопомощь, уважение, любовь, готовность прийти на помощь. Мы осознаем и не забываем свои национальные задачи, одной из которых является сложившийся веками принцип «Россия своих не бросает».
— Как вы считаете, что нужно сегодня Донбассу для признания? Недавно мне в руки попал документ 2006 года, в котором предлагается формировать русские диаспоры и в случае ущемления их прав Российская Федерация будет обязана их защищать любыми возможными способами.
Вероятно, это позволило бы решить и вопрос признания ЛДНР. Республики были бы признаны диаспорами, русскоязычное население Украины могло бы также формироваться в диаспоры и просить помощи у России в защите их прав и законных интересов. Как вы считаете, это возможно в сегодняшних реалиях?
— Вопрос оказания влияния через диаспоры не нов и до конца не является однозначным. Здесь есть как бесспорные плюсы и понятные механизмы, так и уже наработанная практика, когда проводится определенная работа, направленная на разобщение диаспор и снижение их влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства пребывания.
Да, сильная и сплоченная диаспора — довольно эффективный механизм по отстаиванию национальным меньшинством своих прав, обеспечению рабочими местами, продвижению и сохранению культурной идентичности.
Но надо понимать, что одновременно диаспора будет являться объектом плотной работы со стороны спецслужб. Как в плане закрепления в ней большего числа агентуры, так и внешнего воздействия, направленного на установление контроля, а иногда и управления ею.
Еще очень многое зависит от уровня установившихся отношений между странами. Вот сейчас Россию называют на Украине страной-агрессором. Какое может быть отношение к русской диаспоре в итоге? Не сделаем ли мы наших русских братьев заложниками охоты на ведьм, не поставим ли под удар?
Но и сидеть, конечно, просто так нельзя. Но при выстраивании различных стратегий необходимо понимать, что Россия сможет помогать русскоязычной диаспоре, состоящей из граждан другой страны, в основном морально и материально. И преимущественно средствами дипломатии.
В случае же, если ущемляются права граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, то это уже основание для принятия совсем иного по объему и содержанию комплекса мер.
Еще раз подчеркну, что это не основание для того, чтобы опускать руки и не создавать крепкие, сильные, сплоченные и влиятельные русскоязычные диаспоры там, где это особенно необходимо для единения и консолидации.
Тем более, что сегодня потенциал русскоязычных диаспор является недооцененным. Нам кажется, что нас много, поэтому с барского плеча разбрасываемся такими уникальными возможностями, как сплачивание русскоязычных людей за рубежом. И это при том, что специалисты считают русскую диаспору третьей по численности в мире (китайская диаспора — более 50 млн человек, индийская — более 25 млн, русская диаспора — примерно так же — более 25 млн человек).
Вот в некоторых странах исключительно вопросами диаспор занимаются целые министерства!
Да, и у нас есть Россотрудничество, одной из задач которого является участие в осуществлении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом. Насколько эффективность этой работы влияет на крепость наших диаспор, пока судить сложно.
Допускаю, что нужно укреплять и развивать это направление, предоставляя Федеральному агентству по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству дополнительные полномочия и ресурсы, в том числе материального, информационно-аналитического и иного характера.
— Ну хорошо, так, а все же, что нужно, по вашему мнению, сегодня Донбассу для признания?
— Признание, однозначно, нужно. Всегда нужно закреплять де-юре то, что уже 7 лет существует де-факто. Но в сегодняшней очень непростой ситуации для этого необходимо и целесообразно выбрать наиболее благоприятный момент или ситуацию. И многие факторы здесь связаны с дальнейшим укреплением России, снижением влияния внешних факторов на ее стабильность.
Проще говоря, мы должны выдержать беспрецедентное давление и санкции, которые последуют вслед за таким решением. В том, что оно будет, я не сомневаюсь.
Читайте также: «Умеет шокировать»: Зеленский отреагировал на скандал с футбольной формой (ФОТО)
Юлия Скубаева, специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии