Украина нашла очередной повод для срыва мирного урегулирования на Донбассе. На этот раз — выдвинув претензии на Дебальцево.
Так, министр обороны Украины Степан Полторак в кулуарах Верховной рады заявил, что в минских документах Дебальцево было украинским и сейчас «этот вопрос стоит на повестке дня».
«Относительно Дебальцево: это позиция РФ, что оно сюда (в состав оккупированной киевскими войсками части ДНР — прим. РВ) не входит. Мы помним, что, когда мы договаривались, Дебальцево было украинским. Поэтому это вопрос стоит на повестке дня», — поделился воспоминаниями Полторак.
При этом даже украинские политологи и эксперты признают, что тема Дебальцево возникла не случайно, а как противовес для срыва отвода ВСУ от Станицы Луганской: ДНР ожидаемо откажется от уступки Дебальцево, а у киевской стороны появится повод саботировать уже согласованный отвод от Станицы Луганской в ЛНР.
Поэтому неслучайно, что сразу после заявления о претензиях на Дебальцево Полторак перешел к теме Станицы Луганской, то есть они действительно «соседствуют» в его сознании.
«Но сначала нам нужно завершить разведение наших войск на трех участках. На двух участках мы отвели, в районе Станицы Луганской пока не развели, и там нет оснований разводить, потому что там есть проблемы. Еще буквально вчера был обстрел из миномета», — привел очередную отговорку министр обороны.
Читайте также: ВАЖНО: Киев сорвал отвод сил в районе Станицы Луганской, — Народная милиция ЛНР
Напомним, что тема Дебальцево прозвучала еще 18 октября, накануне последней встречи «Нормандской четверки» в Берлине.
Тогда Дарка Олифер, пресс-секретарь представителя Украины в контактной группе Леонида Кучмы, сообщила, что Петр Порошенко на предстоящей встрече намерен поднять вопрос о городе Дебальцево, который согласно меморандуму от 19 сентября 2014 года (Минск-1) оставался под контролем Киева.Порошенко действительно эту тему поднял и рассказал, что предложил договориться и зафиксировать уже сейчас, что после разведения сторон на трех ранее условленных участках на Донбассе — Золотое, Петровское, Станица Луганская — начнется разведение сторон на четырех других, среди которых — Дебальцево.
«Хочу подчеркнуть, что украинская сторона настаивала, чтобы среди этих четырех пунктов обязательно присутствовало Дебальцево», — рассказал Порошенко и снова привел аргумент о том, что после Минска-1 и до подписания 12 февраля 2015 года «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» (Минск-2) «эта территория была под контролем украинских военных».
Эксперты, однако, напоминают, что в случае отвода Армии ДНР от Дебальцево в рамках двустороннего отвода сил на одинаковое расстояние от линии соприкосновения сторон, украинской стороне придется оставить Светлодарск.
Об одностороннем же отводе Армии ДНР от Дебальцево не может быть и речи.
«Дебальцево — наш город, и руководство Донецкой Народной Республики никогда не предпримет решений, которые навредят ее гражданам», — заявил представитель ДНР на Минских переговорах Денис Пушилин.
И добавил, что обсуждать новые участки разведения сторон можно будет после того, как украинская сторона отведет силы от Станицы Луганской в соответствии с уже подписанными обязательствами.
Напомним, Дебальцево было полностью окружено Армией ДНР еще 10 февраля 2015 года, т. е. город оказался внутри будущей линии соприкосновения сторон, зафиксированной 12 февраля в Минске-2. Бои шли в самом городе и то, что его часть, как сказал Порошенко, «была под контролем украинских военных», по факту значения не имеет.
Читайте также: Украина будет соблюдать Минские соглашения не в ущерб своим интересам, — Порошенко
В Минске-2 территория вокруг Дебальцево косвенно упомянута дважды: в пункте 2, где говорится об отводе тяжелых вооружений: «для украинских войск: от фактической линии соприкосновения» (закрепленной Минском-2 — прим. РВ), «для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г. (Минск-1 — РВ)».
Т. е. здесь речь идет только о линии отсчета расстояний при отводе тяжелых вооружений.
В пункте 4 Киев обязался «незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г». .
Т. е. здесь говорится о линии, имеющей значение в контексте политического урегулирования — проведения выборов и будущего особого статуса ДНР и ЛНР, но не имеющей отношения к вопросам безопасности и отвода сил (пункты 1–3).
Свежие комментарии