Лингвистический детерминизм — теория, согласно которой сознание и мышление человека полностью определяется языком на котором он говорит, на данный момент признана лженаучной.
Однако влияние языка на мышление человека все же есть, но оно не прямое и абсолютное, а косвенное и обуславливается культурно-языковой средой, в которой живет человек.
Т. е. среда определяет человека, а уже язык, в свою очередь, является одним из компонентов среды.
При этом если каждый отдельный человек — индивидуальная личность, то вот в совокупности люди составляют общество. И уже общество можно представлять как нечто усредненное, а значит, более статистически интересную конструкцию.
Там, где влияние среды на каждого человека спрогнозировать невозможно, ввиду огромного количества различных переменных факторов, в обществе эти факторы уравновешиваются. Таким образом мы можем сказать, что хотя тяжело предсказать влияние языка на конкретного человека, можно констатировать, что существует влияние на общество языка, на котором оно разговаривает.
В языке разные слова могут обозначать синонимичные термины, но с разной степенью окраса. Например, в русском языке слова «некрасивый» и «уродливый» по сути обозначают одно и тоже, но «уродливый» — «сильнее», с более сильным окрасом и оттенком обозначает явление, чем просто «некрасивый».
Теперь, когда мы разобрались в понятиях и терминах, перейдем к анализу 2 слов: свобода и воля. Оба слова, по сути, обозначают одно и тоже, но оттенки у этих слов разные. «Свобода» предполагает некую ответственность за свои действия, их осознанность. «Воля» же предполагает более высокую, легкую степень свободы.
Тогда как «свобода» ассоциируется с системой, свободной от запретов, но все же имеющих какие-то разумные пределы, «воля» же ближе к анархии, когда каждый может делать, что хочет, и никто никому не указ. «Свобода» немыслима без системы, которая может эту свободу обеспечивать и поддерживать, она же является ограничивающим фактором, устанавливающим предел свободы одного и начало свободы другого. «Воля» же ближе к «что хочу, то и делаю». И вот интересное наблюдение.
В разговоре в России люди чаще употребляют слово «свобода», а слово «воля» зачастую употребляется в другом значении — желание, стремление что-то изменить или действовать. На Украине же именно слово «воля» является основным для обозначения свободы.
В этом легко убедиться, если зайти на сайт сбора статистики поисковых запросов. Между «свобода» и «воля» в РФ 2/3 ищут «свободу», а 1/3 «волю», на Украине ситуация ровно противоположная. И это при том, что у нас есть известный комик с фамилией Воля, что вносит дополнительное искажение в пользу этого слова в нашей стране.
При этом, ввиду того что 2 языка достаточно сильно перемешаны, а языковое пространство на Украине вообще двуязычное, вот эти оттенки вроде бы синонимичных понятий сохраняются. Отсюда получаем интересный парадокс, что под абстрактной свободой человек, живущий в русской культурно-языковой среде, будет понимать «свободу», а украинец «волю». Казалось бы, да что в этом такого? Ну представляют себе разные люди одни и те же вещи немного по-другому, какая разница?
На самом деле это приводит к любопытным следствиям, а главное, позволяет понять образ мышления среднестатистического украинца и почему оно отличается от нашего. Стремясь к свободе, что собственно нормально как для каждого человека в отдельности, так и для общества в целом, украинцы стремятся именно к «анархичной свободе», т. е. той, которая в их языке подразумевается.
Это прекрасно объясняет, почему украинцы, будучи предоставленными сами себе, медленно, но верно строят в своем государстве «вольницу» и не испытывают никаких проблем с фактом скатывания государства в анархично-коррупционное болото.
Несмотря на заявленное стремление «чтобы было как в Европе», тем не менее простой украинец может возмущаться тем фактом, что законы не работают как надо и мечтать, чтобы на Украине законы работали как часы, но при этом тут же представляет, как он бы эту систему обошел. Наглядный пример ТЦК. Украинцы жалуются на произвол, но при этом их желание, чтобы ТЦК работали по закону, связано с тем, что в таком случае закон можно легко обойти.
Т. е. им не нравится, когда нарушают закон против них, но при этом сами закон активно нарушают. Это же объясняет, почему немногочисленные «страдавшие» из-за прихода РФ в Крым жаловались, что пришла Россия и навела порядок и теперь и взятку не дашь, и по блату куда-нибудь не попадешь. Т. е. в нашем понимании хвалили Россию.
А в представлении украинцев подобная жизнь — рабство. А если у вас есть или были знакомые с Украины, то следующий факт вас не удивит. На Украине платить налоги считается дурным тоном. Прямо как у нас в 90-е. И они искренне удивляются, когда у нас люди стремятся к тому, чтобы все было юридически чисто.
Я здесь не случайно упоминаю 90-е, поскольку тогда у нас тоже была свобода, подобная анархии, однако нам она не понравилась, и появился запрос на формирование порядка, причем замечу, что запрос был как «снизу», так и «сверху».
А вот украинцы по этому пути так и пошли, не останавливаясь. Они потому и называют нас «рабсияне», что не видят в нас стремления к свободе, потому что к той свободе, которую они имеют ввиду, мы действительно не стремимся, а ту свободу, к которой мы пришли, они и свободой то не считают.
А сами кичатся своей «волелюбностью» (свободолюбием), считая что у них есть особый «свободный менталитет». Увы, но на свою же беду, они правы. Они действительно уникальные, но не в плане стремления к свободе, а в плане её понимания.
Иронично, что при этом понимания этой ошибки у них нет. И поэтому вечно стремясь к «свободе», они в итоге разваливают порядок, который мог бы дать им настоящую свободу, и строят ту самую «вольницу», где каждый может делать, что хочет. и каждый забирается по социальной лестнице на то место, до куда сможет дотянуться.
Анархия — значит, ограничений нет и правил тоже нет. В такой системе «умные» — это те, кто максимально нагл, изворотлив и смекалист. Кто может найти нужные связи, выйти на нужных людей и т. д. Поэтому те, кто поумнее, они от ТЦК откосили/сбежали/спрятались, а те, кто поглупее, попались и пошли умирать на фронт. Именно таким выгодно, чтобы была коррупция и можно было дать взятку.
А налоги — лишь досадная трата, которую надо обойти. Они потому и не свергают Зеленского, несмотря на то, что на наш взгляд он устроил из Украины настоящей концлагерь, с точки зрения украинцев наступления на свободу нет, наоборот, он им обеспечивает на Украине ту самую «свободу»: коррупционную анархию.
Причем и до Зеленского Украина была «европейской страной с африканским типом коррупции», тогда как при нем система работает так, что в пору некоторым африканским диктаторам завидовать. Украинцы действительно «волелюбные», только вот это стремление к «воле» и уничтожает и их государство, и их нацию. Насколько виноват в этом язык, а насколько они сами?
Как я написал в начале, среда определяет человека, но и человек определяет среду. Многие слова в одном и том же языке меняют свой смысл и оттенок, в зависимости от взглядов и развития общества. Анархии могут быть успешны на коротком промежутке времени, но качественная система всегда победит по итогу. Это поняли еще древние римляне создавшие систему, которая «может проиграть битву, но всегда выигрывает войну». А рухнула эта система как раз в результате варваризации. К тому же итогу идет и Украина.
Читайте также: «Сами виноваты»: генерал СБУ неожиданно высказался о Крыме
Артем Овчинников (Додократия), специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии