Запад в растерянности. Визит в Стамбул президента России внес заметные коррективы в расстановку сил сразу на всех «фронтах».
И все эти коррективы — в пользу Москвы. Принять это Западу непросто. Но придется.
Западное сообщество с нескрываемым неудовольствием, если не сказать раздражением восприняло итоги визита президента России Владимира Путина в Стамбул и его участие в переговорах с Реджепом Тайипом Эрдоганом, а также в работе Всемирного энергетического конгресса.
Там-то думали, что ссора Москвы с Анкарой — это всерьез и надолго. А негативные от заморозки отношений двух стран последствия — долгосрочный тренд. Тем более, когда речь идет о России, которую Запад готов «сдерживать» даже за счет собственных экономических интересов. Впрочем, и Турция для ЕС и США — не самый удобный партнер, который к тому же наращивает свою мощь и амбиции.
На деле же выходит ровно наоборот. Одна сторона принесла извинения, а вторая их приняла. И это радикально не вписывается в планы брюссельских и вашингтонских стратегов.
Остается в бессильной злобе сотрясать кулаками, писать о стамбульских переговорах как о «саммите двух диктаторов» и сетовать, что просвещенному и продвинутому Западу Эрдоган предпочел дружбу и деловые отношения с якобы опасной для всего мира Россией. Для западных политических и экспертных кругов многое остается за кадром. Например, о чем договорились Путин и его турецкий коллега по поводу Сирии. А потому реальная информация подменяется очередными страшилками про «антизападный заговор».
В системе мифотворчества, развитием которой так увлечены американская и европейская элиты, этот дискурс, наверняка, займет свое достойное место. Впрочем, минимальная доля истины тут есть — агрессивный и не уважающий другую точку зрения Запад для этого «постарался», причем себе в минус. Только это никакой не заговор, а формирование альтернативной системы мировых экономических и политических отношений.
Примечательно, что сразу после новостей из Турции, в том числе заявления российского лидера о том, что рановато прощаться с эрой углеводородов, нефть марки Brent преодолела психологический барьер в 53 доллара за баррель. Этой отметки не наблюдалось уже год, что для турбулентного рынка — заметный отрезок. Эксперты констатируют, что у Москвы и Анкары все больше точек соприкосновения в экономике и военном сотрудничестве.
Но самое главное — в Стамбуле было достигнуто прорывное соглашение о возобновлении строительства газопровода «Турецкий поток», который радикально снизит зависимость Москвы от украинского транзита.
Таким образом, Европа и Киев лишатся механизма, с помощью которого они так страстно, настырно и нагло пытались влиять на Москву и манипулировать политическими процессами. Не напрасно киевские СМИ прямо и без обиняков сообщили своей аудитории: «Москва и Анкара договорились о неприятных для Украины вещах». Ну что ж, придется незалежной потерпеть ради светлого европейского будущего и попытаться найти свою конкурентную нишу. Бог в помощь. В Вашингтоне тоже растеряны. Если российский газ потечет в Европу через Турцию и Грецию, которые входят в НАТО, это станет дополнительной проблемой для США.
На первых полосах крупнейших зарубежных газет обсуждается и заявление Путина о том, что Россия готова присоединиться к инициативе ОПЕК по ограничению добычи нефти. Это может в короткий срок восстановить цену на углеводороды на приемлемом для Москвы уровне и сбалансировать рынок. Одна из ведущих американских газет разместила такой текст: «президент России Владимир Путин обернул в свою пользу рутинную встречу в Стамбуле, чтобы ускорить примирение Кремля с Турцией, в том числе оживив проект газопровода».
И это вызывает большую досаду. Остается удивляться ограниченности сторонников трансатлантического доминирования, которые никак не хотят брать в расчет умение Владимира Путина делать неожиданные ходы и играть вдолгую.
Скептики, как им и положено, говорят, что Турция — не очень надежный партнер, и с ней у России могут повториться проблемы, которые приведут к новой заморозке отношений.
А потому, дескать, ни к чему их и размораживать. Да, в этом «бушующем» мире возможны любые накладки. Но если так рассуждать, то страны должны замкнуться в себе, жить натуральным хозяйством и не заниматься внешней политикой. А такого никогда не было, нет, и не будет.
Илья Харламов
Свежие комментарии