На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 534 подписчика

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    Эти бандэровские твари отказываются от своих  же.Минобороны призва...
  • Vladimir Lioubimcev
    Это  наши доставили на границу для обмена не только тела погибших, но и наверняка самих военнопленных, среди которых ...Обмен пленными и ...
  • Vladimir Lioubimcev
    Режиму не нужны живые украинцы, они зачищают Украину от украинцев...Захарова: киевско...

Памяти Игоря Талькова

Игоря Талькова боготворили и недолюбливали в диапазоне от «совести нации» и «мученика эпохи» до «клоуна, нарядившегося в пророка».

Сегодня герою масскульта гласности и перестройки исполнилось бы 65 лет.

Лирик и трибун, искусный музыкант (солист и аранжировщик ни у кого-нибудь, а у Давида Тухманова), он выбрал эстраду не для личного высказывания (как все в те годы), а для разговора по душам — и не с поколением, а со всем народом.

Исполнитель лирических «Чистых прудов» и звучащей надтреснутым речитативом гражданской лирики скрестил в своем образе актуальный поп и рок, бардовскую песню и эстраду.

Саксофон, напоминающий о хитах Дэйва Стюарта и Кэнди Далфер, много дыма, софитов, эффектные позы, белые рубашки романтического героя и казацкие шаровары, заправленные в военные сапоги.

Несмотря на некоторую иронию, с которой сейчас смотришь на хиты того почти улетучившегося из памяти пассионарного времени, не вызывает сомнений подлинность сценического существования Игоря Талькова — он, как Сергей Бодров, Кларк Гейбл, Ди Каприо и Василий Шукшин заполняет собой всё пространство сцены, кадра и зала.

И эта уникальная актерская харизма впечатывает в сознание незамысловатые строки его программного хита: «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала»…

О себе Тальков мог сказать словами Баратынского: «Мой дар убог и голос мой не громок», но это лишь в теории. На практике солист группы «Электроклуб», успевший поработать с Барыкиным, Митчелом и «Песнярами», проснулся знаменитым после того, как на фестивале «Песня года» в 1987 году прозвучали «Чистые пруды», специально для него написанные Давидом Тухмановым.

Настоящая слава героя позднесоветского масскульта, человека из ряда вон пришла к нему после эфира в передаче «До и после полуночи» Владимира Молчанова.

Там Игорь Тальков наконец смог допеть одну из самых знаковых песен конца 1980-х — «Россию».

Предыдущая попытка озвучить этот исторический экскурс с открытым финалом, предпринятая в эфире программы «Взгляд», с треском провалилась: ведущий прервал передачу.

Его трагическая гибель при невыясненных обстоятельствах, которую он сам и напророчил («Я умру при большом скоплении народа»), поставила его в ряд священных и проклятых поэтов, к которому народная молва относит Пушкина, Есенина, не писавшего стихов Шукшина, безусловно, Виктора Цоя и иногда (для тех, кто знает) Курехина.

В народном сознании они больше, чем поэты, они — граждане надмирной поэтической страны, поплатившиеся жизнью за свой дар.

Неслучайно версии гибели Талькова и оценки его творчества разделились на диаметрально противоположные. Так, консерваторы правого толка сделали из него икону и пророка.

Артисту, откровенно не любившему демократов, — в новой власти он видел перекрасившихся номенклатурных бюрократов, — прочили место катализатора русских национальных сил, убитого по заказу наследников «большевистских палачей».

Рок-сообщество и часть журналистов относились к Талькову с нескрываемой прохладой, называя его творчество «положенной на сусальную музыку лапидарной социальщиной», считая его «средненьким певцом» и поэтом уровня «крокодилова» фельетона. Впрочем, с фронтменами русского рока расхождения у Талькова были не только идейного, но и эстетического плана.

Выбиравшие путь художественного эскапизма в замке из слоновой кости, как Борис Гребенщиков, и использующие «советскую травму» как топливо для авторского драйва (Юрий Шевчук, Егор Летов и Константин Кинчев), они выходили на эстраду для личного высказывания.

Тальков стал первым, кто на большой сцене, под свет телевизионных софитов решился апеллировать к гражданскому чувству, а может быть, даже к соборному, призывая к ответственности за судьбы исторической России в веках, а не на момент 1991-го или 1917-го.

В отличие от культового народного героя Цоя, ставшего голосом поколения и к нему обращавшегося, Тальков обращался ко всему народу, а чтобы быть понятым до конца, он мог говорить только о том, что понимал сам.

Возможно, этот горизонт тогда был заужен, но перспектива оказалась долгой. О Талькове помнят до сих пор.

А феномен этой памяти заключается в том, что Игорь Тальков не хотел был героем перелома эпох, он показал: время — экзистенциально и физически — проходит сквозь него. И он готов принять этот вызов всерьез, подарить себя и свой надтреснутый голос жерновам эпохи. В Талькове чтут не спетое. И потому он до конца не исчерпан.

Читайте также: Дрон в Сирии снял гигантскую преступную колонну США, растянувшуюся на километры (ФОТО)

Дарья Ефремова

 

Ссылка на первоисточник
наверх