На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 438 подписчиков

Грядущая реформа ОПЕК: кто останется в выигрыше?

Аналитик Александр Фролов — о реформе ОПЕК и возможных противоречиях между Саудовской Аравией и Россией.

По сообщениям СМИ, ОПЕК может быть реформирована в ближайшие месяцы. На смену ей должна прийти официально оформленная структура, созданная на базе действующей сделки ОПЕК+. Наличие двух лидеров в новой организации — России и Саудовской Аравии — изначально создает почву для внутренних противоречий.

Но в любом случае прошедший кризис ярко продемонстрировал, что только в новом формате с участием нашей страны картель может оказывать стабилизирующее воздействие на рынок.

Мысль о том, что дни ОПЕК сочтены, не нова. Она успела набить оскомину еще в конце прошлого десятилетия, когда цены на нефть опускались ниже $40 за баррель. Но цены вскорости устремились вверх, а ОПЕК вновь стала казаться незыблемой величиной на рынке углеводородов.

Всё изменилось в ходе кризиса 2014–2016 годов. Новое падение цен на черное золото оказало на картель оглушающее воздействие. Формально ограничив добычу 32 млн баррелей в стуки, в действительности страны картеля производили почти на 1,5 млн баррелей больше. Во всяком случае, так поступали те государства, которые могли себе это позволить. Например, Саудовская Аравия.

Не в последнюю очередь на неразумных действиях ОПЕК сказывался стремительный рост добычи нефти в США. Эта не входящая в картель страна нарастила производство с 5,5 млн баррелей в сутки в начале нынешнего десятилетия до 9 млн баррелей в конце 2014 года.

Возможно, этот факт и не оказал бы на ОПЕК такого воздействия, если бы США не являлись крупнейшим импортером черного золота. Неконтролируемо наращивая добычу, государства, входящие в картель, начали борьбу за долю рынка. В ее ходе ожидаемо пострадали все. В первую очередь с финансовой точки зрения. И привыкшая к роскошному существованию Саудовская Аравия здесь не исключение.

Действия ОПЕК заставляли нервничать других участников рынка. И без того негативный информационный фон, который сопровождал рынок нефти со второй половины 2014 года, лишь усугублялся. Это приводило к дальнейшему снижению цен, а те, в свою очередь, провоцировали добывающие страны покрепче ухватиться за долю рынка. Процесс с положительной обратной связью и замкнутый круг.

На фоне финансовых трудностей, вызванных кризисом, обострились внутренние противоречия в самой ОПЕК. Апофеозом стал открытый конфликт между Саудовской Аравией и Катаром, который мог обернуться большими бедами как для рынка газа, так и для малозаметного, но крайне важного рынка гелия. Обошлось. В итоге 1 января Катар вышел из картеля.

Если бы ОПЕК удалось восстановить внутреннюю дисциплину и снизить добычу в 2014–2015 годах, вряд ли это помогло бы рынку в момент острой фазы кризиса. Возможно, цены и продержались бы какое-то время на более или менее оптимальных уровнях. Но это лишь позволило бы тем же США и дальше наращивать добычу. Не остановились бы и другие участники рынка. Предложение продолжило бы рост. То есть усилиями ОПЕК было бы исключительно тяжело добиться баланса.

Основная проблема заключалась в том, что на момент начала кризиса 2014 года картель обеспечивал порядка трети мировой добычи нефти. Это значительная, но не доминирующая величина. С 2013 года основной прирост нефтедобычи проходился на страны, не входящие в ОПЕК.

То есть, снизив добычу, картель просто подарил бы им долю рынка. А тревожные настроения инвесторов, видящих, что рынок трещит по швам, никуда бы не делись.

Для решения возникшей на рынке проблемы картель не годился. Требовалась координация в куда большем масштабе.

В конце 2016 года ОПЕК, Россия и ряд примкнувших стран подписали соглашение ОПЕК+. Только их совместными усилиями удалось стабилизировать рынок углеводородов. Хотя можно сказать, что действия ОПЕК+ лишь ускорили неизбежное восстановление цен.

Новым испытанием для формата ОПЕК+ стало снижение цен на нефть, которое началось в октябре прошлого года. Несмотря на скепсис ряда экспертов, соглашение позволило стабилизировать ситуацию.

Основной проблемой рынка сегодня можно назвать высокую волатильность цен на черное золото. Резкие перепады котировок мешают планировать расходы на разведку и освоение новых месторождений. В 2019 году мировой спрос на нефть достигнет 100 млн баррелей в сутки.

К концу следующего десятилетия при сохранении нынешних темпов роста он может превысить 115 млн баррелей. А освоение новых запасов требует всё больших вложений. Если недостаточно инвестировать сегодня, то послезавтра мир может столкнуться с дефицитом нефти.

На этом фоне формализация ОПЕК+ была лишь вопросом времени. По сути, организация уже есть и она достаточно эффективно работает. Условия, которые, по версии СМИ, предлагает Саудовская Аравия, являются попыткой запустить «новую ОПЕК» в тестовом, «опытно-промышленном» режиме. Это не должно помешать работе в формате ОПЕК+. Но здесь неизбежно возникает вопрос главенства.

Саудиты были безусловными лидерами ОПЕК. В новом картеле будет Россия, которая равна Саудовской Аравии по объемам добычи черного золота. Сегодня наши страны объединяет общий интерес — стабилизация и развитие рынка нефти. Но в то же время между нами масса противоречий. И они, как и в нынешней ОПЕК, неминуемо проявятся в будущем.

Важно, чтобы стороны сумели и дальше ставить интересы отрасли, являющейся фундаментом мировой экономики, выше своих политических интересов.

Читайте также: «Путин — отец украинской нации», — большое интервью РВ с Андреем Кураевым

Александр Фролов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх