Декларация о государственном суверенитете Крыма явилась правовой основой легитимности воссоединения полуострова с Россией.
Ровно 25 лет назад Верховный Совет Крымской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Крыма от 4 сентября 1991 года, послужившую прочным правовым фундаментом для разработки Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года.
Государственный суверенитет Крыма провозглашался как верховенство, самостоятельность, единство и неделимость государственной власти республики на её территории. Декларация признавалась действующей с момента принятия для дальнейшего участия республики в подготовке и заключении Союзного договора.
Согласно Декларации о государственном суверенитете от имени народа Крыма может выступать исключительно Верховный Совет Республики. Наиболее важные государственные вопросы, связанные с развитием республики, её взаимоотношениями с другими республиками, выносятся на всенародное обсуждение или референдум. Поэтому референдум 16 марта 2014 года, на котором при явке в 83,1% жители полуострова почти единогласно (96,8%) проголосовали за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, является легитимной основой для его нынешнего российского статуса.
В этой истории решающую роль сыграла политическая воля Кремля и деятельность отдельных российских политиков, последовательно на протяжении многих лет отстаивающих идею возрождения Единого Отечества. Особо в контексте Крыма хотелось бы выделить прежде всего Сергея Николаевича Бабурина.
Напомним, что Сергей Бабурин был одним из 7 депутатов, голосовавших 12 декабря 1991 года на сессии Верховного Совета РСФСР против ратификации Беловежских соглашений о прекращении существования СССР. Своё голосование Бабурин объяснил тем, что ратификация данного соглашения находится в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР. Впоследствии Госдума Российской Федерации 15 марта 1996 года приняла Постановление № 157-IIГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», которым были денонсированы Беловежские соглашения.
«Мы, крымчане, с благодарностью вспоминаем о том, что сразу после развала СССР Сергей Бабурин выступил инициатором законопроектов о российском статусе Крыма и Севастополя» — заявил лидер движения «Севастополь-Крым-Россия» Валерий Подъячий. Он напомнил, что в январе 1992 года тогдашний Президент России Борис Ельцин лично попросил Бабурина не поднимать вопрос о Крыме и Севастополе в Верховном Совете.
Сергей Николаевич заверил его, что «вопрос поставит завтра же». И действительно, парламентарий внес проект постановления по решениям 1954 года в отношении Крыма, признавая их изначально неконституционными. 21 мая 1992 года Верховный Совет РФ с подачи Бабурина принял Постановление «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году», а 9 июля 1993 года Постановление «О статусе города Севастополя», в которых подтверждён российский суверенитет над полуостровом.
Ровно через 20 лет Сергей Бабурин поддержал требования Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия», высказанные его активистами на юбилейном пикете «Вернём Севастополь!» у стен российского генконсульства в Симферополе 9 июля 2013 года.
«Я — категорически за выполнение требований закона, — подчеркнул тогда российский политик. — А значит — за выполнение тех решений Верховного Совета РФ, которые были приняты по Крыму и Севастополю». Через восемь месяцев после этого Крым вернулся в родную гавань.
Свежие комментарии