Как съездить отдохнуть в «горячую точку» и не оказаться пристреленным — в материале «Свободной Прессы».
Никогда не думали съездить-посмотреть на города и села, за которые год назад шли жестокие бои? А я вот подумал. И съездил.
В июле мы с друзьями договорились на машинах поехать в Крым. Ну, а я решил, «раз все равно буду проезжать Донбасс, заеду туда на обратном пути на пару дней — хоть посмотрю, как люди живут».
Все спрашивают: «Что ты там забыл?» Отвечаю: Я — сценарист документальных фильмов. В том числе — о войне на Донбассе. Но до этого лета с ДНР и ЛНР я был знаком только по роликам на «Ютубе» и статьям экспертов. «Надо исправлять!» — бодро решил я.
Днем 26 июля приехал в Луганск, посмотрел окрестные города и с утра отправился на свою «экскурсию». Луганск, Дебальцево, Никишино, Шахтерск, Саур-Могила, Макеевка, Донецк, Ясиноватая, Углегорск, Луганск. С 23 до 5 утра в республиках комендантский час. Так что надо было успеть вернуться вовремя, а то проблемы…
Сначала я решил, что надо отметиться в местной комендатуре. На всякий случай. Ответ дежурного: «А от нас тебе что надо? Дуй куда хочешь». Через час я уже под Дебальцево, осматриваю изрешеченные и сгоревшие дома и общаюсь с местными.
Фото автора
Больше всего меня поразила Саур-Могила: изрешеченные урны, фонарные столбы и могилы ополченцев, которым всего год-полтора. А самое удивительное — памятный камень.
Его установили в 2011 году «в знак дружбы русского и украинского народов», а спустя всего два года эти народы на этом самом месте начнут убивать друг друга десятками. Какой-то сюрреализм.
«Гвоздем» поездки стало мое путешествие обратно из Донецка в Луганск. Дело в том, что ехал я по навигатору. Никогда так не делайте в горячих точках!
Время 21:40. Я выезжаю из Донецка. На улице — ни души. Проезжаю очередной блокпост. Там, как обычно, ополченец с автоматом.
— Остановиться?
— Да езжай, езжай! — расслабленно машет он.
Буквально через 30 метров развилка: на мост или мимо него дальше по дороге. Выбираю мост. Только заехал и вижу, что он разбомблен и обвален — «подумаешь, я этих мостов за день видел…» На глазах у того же ополченца (!) съезжаю вниз и еду по второму пути.
Лирическое отступление: меня с самого начала очень удивил тот факт, что в Донбассе очень хорошие дороги. Хуже они становились только там, где шли бои и их не успели залатать. Мне бы насторожиться, когда через 15 минут я выехал на дорогу, состояние которой не описать словами. Километров пять на скорости 10 км/ч, постоянно цепляя дном разбитый асфальт. Как выехал из Донецка, не встретил ни одного человека или машины. Кругом темень кромешная, лес, кусты, какой-то бесконечный забор. «Но ведь по навигатору еду, значит, все хорошо…»
Наконец, дорога становится нормальной. До комендантского часа осталось минут 30. До Луганска не успеваю точно. Ладно, думаю, паспорт российский, номера — московские — пропустят. В крайнем случае, переночую на блокпосту.
Скучно — включаю музыку. Тут мне в голову приходит, возможно, самая светлая мысль за всю мою жизнь — зажечь свет в салоне, чтобы ополченцы не стреманулись, когда заметят машину. Логика простая: увидят, что в салоне один человек и без оружия — не будут нервничать.
Показывается блокпост. В этот раз даже не останавливаюсь, всего лишь сбавляю ход.
— Ехать дальше?
В ответ на меня автомат:
— Кто такой? Что здесь делаешь? Выключить фары! Заглушить двигатель!
А мне перед этим один российский доброволец, которого я подвозил до Донецка, дал совет: «Если что, говори, что заблудился — тебе вообще машину сопровождения дадут, и до Луганска с ополченцами доберешься». Ага!
Начинает этот ополченец меня шмонать по полной программе.
— Ты вообще в курсе, что здесь нельзя находиться?
— Серьезно? — делаю удивленные глаза, — а по-че-му?
— Потому что ты, под Донецким аэропортом. Наш блокпост — дальше 200 метров ничьей земли — и позиции укров. Щас не пугайся, я своих позову.
Бах из автомата — позвал так, что у меня в левом ухе еще секунд 20 свистело. Заводят меня внутрь блокпоста, а там: пулеметы, гранатометы, ящики с патронами — настоящая крепость.
— Туда садись.
Смотрю — единственный стул, закрытый мешками с песком от направления ВСУ.
Начинают они меня расспрашивать.
— Так ты что, натурально из Москвы приехал посмотреть на места, где бои шли? Да ты отмороженный на всю башку!
Гордо расправляю плечи.
— Нас тут каждый день обстреливают из всего, что только можно. Ты даже не представляешь, как тебе повезло, что сегодня тихо! Вот, глянь на стену, — один из ополченцев подсвечивает фонариком стену со стороны ВСУ. Е-мое! Да в дуршлаге меньше дырок! «Верю-верю!» Выключает фонарик.
— Вход в подвал видишь? Если обстреливать начнут — туда прыгай и жди.
В этот момент где-то что-то начинает то ли стрелять, то ли уже взрываться — я не из тех крутых спецов, которые, услышав звук подлетающей мины, презрительно говорят «не наша!» и сплевывают. Вместо этого думаю о том, что неплохо было бы переместиться в бункерочек, но вижу, что ополченцы стоят в полный рост, и сижу, не рыпаюсь. Только про себя думаю: «Какие же нервы надо иметь, чтобы так каждый день?»
Приходит, видимо, старший:
— Ну, где он?
— Вон сидит.
— Сегодня первый день тишины. И тут же этот объявляется. Неспроста это. Звоните ментам, пусть забирают его и сами разбираются.
Понемногу подтягивается все больше народа — всем пересказывают мою историю. Слушаю и прямо чувствую, как становлюсь выше ростом.
В очередном пересказе история выглядит так. Я несколько километров ехал в машине на глазах у половины украинской армии с ближним светом, с дальним светом, со всеми включенными лампочками в салоне, а из него еще и грохотал русский рок! Забавно.
Фото автора
— Жалко, сейчас темно, а то бы посмотрел, как выглядит передовая.
— Слушайте, а может, я тогда с вами до утра посижу? И бункерочек, я смотрю, у вас уютный.
— Да мы бы тебя оставили, но менты уже выехали.
— Что, прямо сюда приедут?
— Нет, сюда боятся. Надо будет проехать до них километра три.
Проходит несколько минут.
— Ну, все поехали. Дайте ему бронник.
— Мужики, только мне по нужде надо.
Шуток не последовало:
— Надо, так надо.
Только пристраиваюсь к кустам, как опять что-то начинает громыхать. Поворачиваю голову — веер трассеров в небо. Вдалеке что-то вспыхивает и бахает. Интимный процесс естественным образом начинает идти быстрее…
— Ну, где этот турист?
— Да, вон стоит.
— Стоит? Не страшно ему?
Садимся в машину. Я, один ДНРовец справа, один сзади.
— Сейчас делаешь так: прижимаешься к кустам и едешь по правой стороне. Скоро заедем на мост, слева он обрушен. Фары включишь, когда скажем.
Завожу двигатель (кстати, бронежилет мне все-таки не дали) Прижимаюсь к кустам. Потихоньку еду.
— Включай фары! Гони, гони! ГОНИ! Здесь два километра простреливаемая территория.
Смотрю, а мой эскорт чуть ли не на полу машины лежит. Вот в этот момент, мне впервые стало по-настоящему страшно.
Пронеслись мы эти два километра по раздолбанной дороге (бедная подвеска!). Съехали куда-то вниз.
— Все, тормози, они сюда приедут.
Через 5 минут приехали менты. Один ехал на своей машине впереди, другой — со мной. А в отделении Ясиноватой меня еще часа два подвергали допросу. Машину проверили вдоль и поперек — запаску не поленились осмотреть. В телефоне даже в блокнот залезли (кто вообще что-то пишет в блокноте телефона?)
Ночевал в машине (телефон и паспорт отдали в 5 утра). На прощание подарили шеврон ДНР и объяснили, как ехать (не по навигатору!). Впереди меня ждали еще три часа езды по разбомбленным дорогам — зато теперь я знаю, как выглядит асфальт после попадания мины.
Кстати, места, где горела бронетехника, отчетливо видны.
Забрал вещи и домой. Когда пересек границу с Россией, просто вздохнул с облегчением — больше никаких блокпостов и людей с автоматами.
Ночью на МКАДе уже натурально засыпал — как-никак 1300 км одним махом.
Виктор Савенков
Свежие комментарии