На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 433 подписчика

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Так клоуна тоже отправят?Наркоманы и алког...
  • Eduard
    Европейская верхущка давно не политики,а обычные воры в костюмчиках!Пушков объяснил, ...
  • Eduard
    Слово"Воровство" никуда не исчезло,а статьи"В связи с Украиной" никогда не было!Пушков объяснил, ...

День отпуска в Донбассе — мнение

Как съездить отдохнуть в «горячую точку» и не оказаться пристреленным — в материале «Свободной Прессы».

Никогда не думали съездить-посмотреть на города и села, за которые год назад шли жестокие бои? А я вот подумал. И съездил.

В июле мы с друзьями договорились на машинах поехать в Крым. Ну, а я решил, «раз все равно буду проезжать Донбасс, заеду туда на обратном пути на пару дней — хоть посмотрю, как люди живут».

Все спрашивают: «Что ты там забыл?» Отвечаю: Я — сценарист документальных фильмов. В том числе — о войне на Донбассе. Но до этого лета с ДНР и ЛНР я был знаком только по роликам на «Ютубе» и статьям экспертов. «Надо исправлять!» — бодро решил я.

Днем 26 июля приехал в Луганск, посмотрел окрестные города и с утра отправился на свою «экскурсию». Луганск, Дебальцево, Никишино, Шахтерск, Саур-Могила, Макеевка, Донецк, Ясиноватая, Углегорск, Луганск. С 23 до 5 утра в республиках комендантский час. Так что надо было успеть вернуться вовремя, а то проблемы…

Сначала я решил, что надо отметиться в местной комендатуре. На всякий случай. Ответ дежурного: «А от нас тебе что надо? Дуй куда хочешь». Через час я уже под Дебальцево, осматриваю изрешеченные и сгоревшие дома и общаюсь с местными.

Фото автора

Больше всего меня поразила Саур-Могила: изрешеченные урны, фонарные столбы и могилы ополченцев, которым всего год-полтора. А самое удивительное — памятный камень.

Его установили в 2011 году «в знак дружбы русского и украинского народов», а спустя всего два года эти народы на этом самом месте начнут убивать друг друга десятками. Какой-то сюрреализм.

«Гвоздем» поездки стало мое путешествие обратно из Донецка в Луганск. Дело в том, что ехал я по навигатору. Никогда так не делайте в горячих точках!

Время 21:40. Я выезжаю из Донецка. На улице — ни души. Проезжаю очередной блокпост. Там, как обычно, ополченец с автоматом.

— Остановиться?

— Да езжай, езжай! — расслабленно машет он.

Буквально через 30 метров развилка: на мост или мимо него дальше по дороге. Выбираю мост. Только заехал и вижу, что он разбомблен и обвален — «подумаешь, я этих мостов за день видел…» На глазах у того же ополченца (!) съезжаю вниз и еду по второму пути.

Лирическое отступление: меня с самого начала очень удивил тот факт, что в Донбассе очень хорошие дороги. Хуже они становились только там, где шли бои и их не успели залатать. Мне бы насторожиться, когда через 15 минут я выехал на дорогу, состояние которой не описать словами. Километров пять на скорости 10 км/ч, постоянно цепляя дном разбитый асфальт. Как выехал из Донецка, не встретил ни одного человека или машины. Кругом темень кромешная, лес, кусты, какой-то бесконечный забор. «Но ведь по навигатору еду, значит, все хорошо…»

Наконец, дорога становится нормальной. До комендантского часа осталось минут 30. До Луганска не успеваю точно. Ладно, думаю, паспорт российский, номера — московские — пропустят. В крайнем случае, переночую на блокпосту.

Скучно — включаю музыку. Тут мне в голову приходит, возможно, самая светлая мысль за всю мою жизнь — зажечь свет в салоне, чтобы ополченцы не стреманулись, когда заметят машину. Логика простая: увидят, что в салоне один человек и без оружия — не будут нервничать.

Показывается блокпост. В этот раз даже не останавливаюсь, всего лишь сбавляю ход.

— Ехать дальше?

В ответ на меня автомат:

— Кто такой? Что здесь делаешь? Выключить фары! Заглушить двигатель!

А мне перед этим один российский доброволец, которого я подвозил до Донецка, дал совет: «Если что, говори, что заблудился — тебе вообще машину сопровождения дадут, и до Луганска с ополченцами доберешься». Ага!

Начинает этот ополченец меня шмонать по полной программе.

— Ты вообще в курсе, что здесь нельзя находиться?

— Серьезно? — делаю удивленные глаза, — а по-че-му?

— Потому что ты, под Донецким аэропортом. Наш блокпост — дальше 200 метров ничьей земли — и позиции укров. Щас не пугайся, я своих позову.

Бах из автомата — позвал так, что у меня в левом ухе еще секунд 20 свистело. Заводят меня внутрь блокпоста, а там: пулеметы, гранатометы, ящики с патронами — настоящая крепость.

— Туда садись.

Смотрю — единственный стул, закрытый мешками с песком от направления ВСУ.

Начинают они меня расспрашивать.

— Так ты что, натурально из Москвы приехал посмотреть на места, где бои шли? Да ты отмороженный на всю башку!

Гордо расправляю плечи.

— Нас тут каждый день обстреливают из всего, что только можно. Ты даже не представляешь, как тебе повезло, что сегодня тихо! Вот, глянь на стену, — один из ополченцев подсвечивает фонариком стену со стороны ВСУ. Е-мое! Да в дуршлаге меньше дырок! «Верю-верю!» Выключает фонарик.

— Вход в подвал видишь? Если обстреливать начнут — туда прыгай и жди.

В этот момент где-то что-то начинает то ли стрелять, то ли уже взрываться — я не из тех крутых спецов, которые, услышав звук подлетающей мины, презрительно говорят «не наша!» и сплевывают. Вместо этого думаю о том, что неплохо было бы переместиться в бункерочек, но вижу, что ополченцы стоят в полный рост, и сижу, не рыпаюсь. Только про себя думаю: «Какие же нервы надо иметь, чтобы так каждый день?»

Приходит, видимо, старший:

— Ну, где он?

— Вон сидит.

— Сегодня первый день тишины. И тут же этот объявляется. Неспроста это. Звоните ментам, пусть забирают его и сами разбираются.

Понемногу подтягивается все больше народа — всем пересказывают мою историю. Слушаю и прямо чувствую, как становлюсь выше ростом.

В очередном пересказе история выглядит так. Я несколько километров ехал в машине на глазах у половины украинской армии с ближним светом, с дальним светом, со всеми включенными лампочками в салоне, а из него еще и грохотал русский рок! Забавно.

Фото автора

— Жалко, сейчас темно, а то бы посмотрел, как выглядит передовая.

— Слушайте, а может, я тогда с вами до утра посижу? И бункерочек, я смотрю, у вас уютный.

— Да мы бы тебя оставили, но менты уже выехали.

— Что, прямо сюда приедут?

— Нет, сюда боятся. Надо будет проехать до них километра три.

Проходит несколько минут.

— Ну, все поехали. Дайте ему бронник.

— Мужики, только мне по нужде надо.

Шуток не последовало:

— Надо, так надо.

Только пристраиваюсь к кустам, как опять что-то начинает громыхать. Поворачиваю голову — веер трассеров в небо. Вдалеке что-то вспыхивает и бахает. Интимный процесс естественным образом начинает идти быстрее…

— Ну, где этот турист?

— Да, вон стоит.

— Стоит? Не страшно ему?

Садимся в машину. Я, один ДНРовец справа, один сзади.

— Сейчас делаешь так: прижимаешься к кустам и едешь по правой стороне. Скоро заедем на мост, слева он обрушен. Фары включишь, когда скажем.

Завожу двигатель (кстати, бронежилет мне все-таки не дали) Прижимаюсь к кустам. Потихоньку еду.

— Включай фары! Гони, гони! ГОНИ! Здесь два километра простреливаемая территория.

Смотрю, а мой эскорт чуть ли не на полу машины лежит. Вот в этот момент, мне впервые стало по-настоящему страшно.

Пронеслись мы эти два километра по раздолбанной дороге (бедная подвеска!). Съехали куда-то вниз.

— Все, тормози, они сюда приедут.

Через 5 минут приехали менты. Один ехал на своей машине впереди, другой — со мной. А в отделении Ясиноватой меня еще часа два подвергали допросу. Машину проверили вдоль и поперек — запаску не поленились осмотреть. В телефоне даже в блокнот залезли (кто вообще что-то пишет в блокноте телефона?)

Ночевал в машине (телефон и паспорт отдали в 5 утра). На прощание подарили шеврон ДНР и объяснили, как ехать (не по навигатору!). Впереди меня ждали еще три часа езды по разбомбленным дорогам — зато теперь я знаю, как выглядит асфальт после попадания мины.

Кстати, места, где горела бронетехника, отчетливо видны.

Забрал вещи и домой. Когда пересек границу с Россией, просто вздохнул с облегчением — больше никаких блокпостов и людей с автоматами.

Ночью на МКАДе уже натурально засыпал — как-никак 1300 км одним махом. 

Виктор Савенков 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх