Совсем недавно мне позвонил мой питерский друг Сергей Михайлов. И с таким упоением стал рассказывать, как он принял участие в организации и проведении выставки живописных работ художницы Ольги Никитиной. Мероприятие проходило в художественном музее города Донецк «АРТ-Донбасс».
Выставка питерской художницы имела название «Два приморья» и представляла собой живописное путешествие от Владивостока до Петербурга.
Отображала огромные пространства нашей страны с её великолепной природой, настоящими людьми и великой историей. Экспозиция включала в себя 28 живописных полотен, некоторые из которых были написаны специально к этой выставке.Посетители могли видеть морские и городские пейзажи Санкт-Петербурга, Владивостока и Крыма. У меня сразу возник разумный вопрос: «А как связаны Петербург и Владивосток? И в Донецке вообще моря нет». На что Сергей мне прямо ответил: «А ты знаешь, что Владивосток основали питерские моряки?»
И действительно одним из основателей и первостроителей Владивостока является адмирал Алексей Карлович Шефнер, который родился 7 июня 1832 года в Санкт-Петербурге.
Военную службу начинал юнкером Балтийского флота. А потом по делам службы оказался на Дальнем Востоке. Именем адмирала Шефнера названы мыс в заливе Находки и улица во Владивостоке. Скончался славный адмирал 11 февраля 1891 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Вот и прямая связь между двумя городами, важными портами нашей громадной страны. И такие связи можно проследить между многими городами России.
Вся наша страна скреплена исторической паутиной связей.
Взять для примера Донецк и Новокузнецк. В 1820 году указом императора Павла I построили каменную Кузнецкую крепость для защиты от Китая. В начале 20 века вокруг крепости начинают возводиться новые постройки: дома, церковь, тюрьма и другие. В 1931 году деревни вокруг крепости стали называть Кузнецк. Чуть позднее город называется Сталинск. И здесь возникает первое пересечение — ведь город Донецк с марта 1924 года носил название Сталин.
Изначально Донецк носил название Юзовка в честь британского промышленника Джона Джеймса Юза. Именно им был построен первый крупный металлургический комбинат.
А позднее известный уральский промышленник Савва Морозов построил Донецкую железную дорогу.
Имя Сталина присваивалось городам шахтерских регионов не просто так.
Исторические события 20-х годов в России подтверждают, горняков для работы под землей не хватало. В это самое время для работы в Рутченковском кустовом управлении, которое возглавляли Егор Абаумов и Никита Хрущёв, прибывает две дивизии Украинской Трудовой армии под командованием Иосифа Джугашвили (Сталина). На каждой из 16 шахт остановился почти целый полк.
Необходимо было в кратчайшие сроки из необученной фронтовой братвы подготовить настоящих шахтеров. Тогда же Иосиф Сталин произнёс пламенную речь, в которой прозвучали слова «уголь также важен для России, как победа над Деникиным».
15 сентября 1927 года, в день десятилетия со дня организации Сибирского комитета горнорабочих, в Кузбасс прибыла делегация донецких рабочих, которая вручила кузнецким шахтерам Красное знамя, вызвав их на социалистическое соревнование. В начале 30-х годов на шахтах Кузбасса создаются изотовские школы, по примеру горловского шахтера Никиты Изотова, когда опытные шахтеры передавали свое мастерство молодым, организуя индивидуальное соревнование с ними.
Более высокой ступенью социалистического соревнования за овладение передовой техникой стало стахановское движение. По примеру А. Стаханова в Кузбассе началась перестройка горных работ, смен и участков. В Прокопьевске, Ленинске-Кузнецком, Анжеро-Судженске открываются курсы повышения общеобразовательного и технического уровня новаторов. В конце второй пятилетки Кузбасс давал в 22 раза больше угля, чем до революции 1917 года.
Из каждых 100 тонн угля, добытого в стране, 14 были подняты на-гора в Кузбассе. Уголь Кузбасса питал электростанции и заводы Урала, Казахстана, Средней Азии, двигал дорожный транспорт всей Сибири. Кузнецкие металлурги выплавляли 10 процентов всего всесоюзного производства металла.
У кого ещё есть сомнения, что Донбасс — это Россия? С многолетними связями внутри страны можно показать ещё один пример. Совсем недавно БАМовский посёлок Новый Ургал Хабаровского края отмечал юбилей своего основания. В июле 1974 года Центральный комитет Коммунистической партии Украины взял шефство над возведением железнодорожной станции Ургал. В конце октября 1974 года передовой отряд «Донбасс» выехал из Донецка.
320 строителей прибыли на 3-й разъезд 3 ноября, а 7 ноября на месте будущего посёлка состоялся митинг. Как только он закончился, к лиственнице строители прибили фанерный щит с текстом: «Город Ургал будет построен коллективом “Укрстрой”». Потомки данных строителей до сих пор живут там и не теряют связь со своей исторической Родиной.
«Вы знаете, в 90-е, когда стало ясно, что город наш так и останется посёлком, мы решили семьёй вернуться на родину мужа в Донбасс. Пожили на Украине несколько лет, но нет. Вернулись на БАМ. Затягивает он», — рассказывает жительница Нового Ургала Елена Халабузарь.
На самом-то деле Донбасс никогда не мыслил себя в отрыве от России. Освоение и развитие этого края, превращение в мощный индустриальный регион стало возможным исключительно в составе России. Не зря более столетия назад (в 1921–1922 годах) в Советской России, обескровленной революциями, мировой и гражданской войнами, широко развернулась кампания «Донбасс — сердце России».
Главный индустриальный край страны лежал в руинах. Заводы и шахты стояли, страшный голод правил в городах и рабочих поселках. Тогда вся Россия собирала деньги и продукты для экстренной помощи терпевшему бедствие региону.
Общими усилиями советского народа Донбасс был поднят из руин и превращен в цветущий край. И сейчас, когда новые регионы возвращаются в состав своей исторической Родины, с нетерпением ждём освобождения исконно русских городов: Харькова, Одессы, Киева, Николаева и других. Уникальные историко-генетические связи с регионами России в любом случае создадут условия возвращения домой.
Донбасс уже вернулся в родную гавань. Как здорово, что есть на свете есть это счастье — путь домой!
Читайте также: Зеленский сделал НАТО странное предложение
Андрей Завьялов, специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии