ILA (Internationale Luft- und Raumfahrtausstellung) — выставка, которая проводится раз в 2 года в местечке Зельхоф под Берлином — одна из старейших и крупнейших международных авиационных выставок мира.
Было время, когда она соревновалась по популярности и влиятельности с Фарнборо в Великобритании и Ле Бурже во Франции, а немецкие авиапромышленники даже лоббировали решение на уровне ЕС, согласно которому все 3 выставки будут проходить раз в 3 года — по очереди.
Трюк не прошел, и немецкий федеральный союз авиационной и космической промышленности из года в год выставку потихоньку сокращал, отступая перед более влиятельными французскими и британскими коллегами.
Я посещал ILA в течение 10 лет — и как журналист от самых разных изданий, и как частное лицо — и отмечал одновременно и «усыхание» выставки, и, с другой стороны, попытки придерживаться одной раз и навсегда заданной традиции.
Приглашались одни и те же пилотажные группы, бундесвер показывал одну и ту же программу с «высадкой десанта на вражеской территории», которая публикой воспринималась как что-то из области фантастики: куда там они высаживаться собрались?
Были «эксклюзивы», которых все ждали: Airbus A380 в 2010 году или последняя модификация российского МиГ-29 в 2012-м, но в целом все было как в известном фильме: «здесь кольца бросаем, здесь кегли сбиваем, здесь в мешках по беговой дорожке бегаем».
Пропустил я за это время только 2014 год, год украинского конфликта и присоединения Крыма. В этом году я на выставке снова побывал и был поражен переменами. Выставка неожиданно вернулась к жизни в совершенно новом качестве.
Демонстрация мощи
«В этом году очень много наших, военных, — рассказал один из солдат, Макс Р., стоящий со своими коллегами возле немецкого беспилотника-разведчика „Луна“, — гораздо больше, чем все годы до этого, насколько я могу судить».
Действительно, в эти дни на выставке работало 600 военнослужащих — летчиков, механиков, инструкторов. Бундесвер впервые получил собственный огромный павильон, в котором показывается не только техника или условия тренировки немецких солдат, но и рекрутируются солдаты потенциальные.
Напомним, что совсем недавно министр обороны Урсула ван дер Ляйен заявила о планируемом увеличении немецкой армии — впервые с 1991 года.
В прошедшие годы выставка пыталась сохранять принцип «всего понемногу для каждого». Для профессионалов авиаиндустрии — маленькие павильончики, куда вход только по приглашениям и где заключаются миллиардные контракты.
Для людей просто состоятельных — линейки частных самолетов, от бизнес-джетов до ультралегких винтовых. Для простой публики, которая и составляет большинство посетителей, — авиашоу, парады исторических самолетов, развлечения вроде авиасимуляторов.
В нынешнем году все, что не касается обороны, на выставке было сокращено. Частных самолетов не было вообще. Исторических — единицы, причем большинство из них — тоже военные.
Полет «Мессершмитта Ме 262», первого в мире реактивного самолета, того самого «Вундерваффе» последних дней гитлеровского правления и обязательной части программы предыдущих лет, вычеркивать не стали.
Гражданские были представлены все тем же А380, как и в 2010 году, но принадлежащим Арабским Эмиратам. Другой пассажирский аэробус, А350 XWB, летал под Девятую симфонию Бетховена, между демонстрацией возможностей вертолетной группы «Боинг» и «Сикорский» и выступлением швейцарской пилотажной группы «Патруль Свисс» на истребителях «Еврофайтер». Но в остальном вся выставка превратилась в постоянную, местами даже слишком навязчивую демонстрацию боеготовности.
Впервые за все время существования выставки широкой публике представили будущие системы ПВО Германии: комплекс TLVS, состоящий из тактического операционного центра, многофункционального радара, генераторов и пусковых установок для ракет — немецких «Диль» и американских «Локхид Мартин».
Новую систему Германия анонсировала только в 2015 году — и нынешняя презентация проходила в явной спешке — чтоб не переносить на 2018 год.
Бросилось в глаза также огромное количество американских стендов. Как рассказал сотрудник стенда «Дженерал Атомикс», компания надеется вооружить немецкую армию дроном Predator MQ-9. Сам дрон тоже был выставлен на открытом воздухе, посетители выставки перешептывались: «как в сериале „Родина“».
Американцы также привезли «летающий радар» АВАКС «Боинг Е-3» и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-1 от «Рокуэлл». Появление в Берлине «стратега», вставшего на вооружение армии США ровно 30 лет назад, показалось особенно символичным — как будто призрак прошедшей холодной войны вдруг снова ожил и обрел плоть.
Кому грозит Германия?
Россия на этой «ИЛЕ» формально была представлена, фактически — ее не было видно. Даже МиГ-29, традиционный гость выставки, обычно показывающий совершенно немыслимые пируэты в небе, в этом году представляли не российские, а польские ВВС.
В павильонах были стенды компании «Иркутск», ОКБ «Сухой» и, конечно, «Роскосмос» — но присутствие их было исключительно узкопрофессиональным — широкой публике, не заинтересованной в подписании контрактов, они не демонстрировали ничего.
На открытом воздухе не было выставлено ни одной российской машины.
Однако русское присутствие ощущалось на совсем другом уровне — как невидимый зритель, которого нет в кадре, но к которому в итоге обращено все действо.
«Москва играет на время», — так начинался вводный текст к журналу-каталогу Eurofighter Jagdflugzeug GmbH. Пафос текста был также ожидаемым: невыполнение Минских договоренностей, Москва тянет время, необходимость вооружения для Европы…
Конечно, все эти заявления следует делить надвое и не воспринимать как чистую политику. Нынешняя ситуация — золотое дно и для немецких, и для американских производителей вооружения, и они своего шанса не упустят — вооружат и Германию, и НАТО вертолетами и комплексами ПВО, в нужности которых заказчики еще недавно выражали сомнения.
Однако если где-то в эти дни дыхание новой войны, холодной или вполне горячей, ощущалось так явственно — то это был городок Зельхоф, международная аэрокосмическая выставка ILA. Германия группируется, сосредотачивается, ощетинивается в сторону Востока — это факт, в котором нет никаких сомнений. И никакой скорой «разрядки напряженности», на которую многие надеются, близко пока не предвидится.
Дмитрий Петровский, Царьград
Свежие комментарии