Без русских никакой России не будет — аксиома национальной политики.
Специальная военная операция на Украине выявила две главные уязвимости России: отсутствие законодательно оформленной и структурированной государственной идеологии и особых «идеологизированных» войск.
Тема разработки и конституционного закрепления новой идеологии Российского государства в последние годы довольно часто обсуждается в отечественных СМИ.
Правящая элита пока не определилась с конкретными постулатами, призванными сублимировать дух нации на современном этапе исторического развития. Власти обычно ограничиваются употреблением некого абстрактного «патриотизма», понимаемого в различных частях страны по-разному и зачастую в местечковой обертке.Давно назрела необходимость принятия новой конституции России и фиксации в ней общенационального идеологического концепта. Ныне действующий Основной закон принят в декабре 1993 года, в «ельцинскую эпоху». По многим ключевым параметрам российская конституция безнадежно устарела и нуждается в радикальной корректировке.
В июле 2020 года проводился общенациональный референдум по внесению изменений и дополнений в Основной закон страны.
По итогам референдума российская конституция несколько обновилась, но в неизменности осталась ее стержневая составляющая — основы конституционного строя. Наступило время поменять и основы.
Референдум-2020, как представляется, являлся своеобразной генеральной репетицией перед принятием новой, уже «путинской» конституции. Такого рода дела требуют тщательной продуманности и подготовки. После завершения СВО высшая российская власть вполне может инициировать референдум о конституции, отвечающей реалиям дня сегодняшнего.
Автор решил сыграть на некоторое опережение предстоящих событий и предложить свой вариант основ конституционного строя, точнее, ряда концептуальных положений по наиболее востребованной тематике.
ПРОЕКТ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
ПРЕАМБУЛА
Мы — граждане России,
мы — россияне,
составляющие
единую гражданскую нацию,
являясь духовными наследниками
исторической Руси,
Российской державы — объединившей
великорусов, малорусов, белорусов,
иные коренные этносы,
чтя память предков, передавших нам любовь
и уважение к Отечеству
веру в добро и справедливость,
стремясь обеспечить благополучие
и процветание России,
утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие,
исходя из ответственности за свою Родину
перед нынешним и будущими
поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем
КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ
Статья 1
1. Россия есть национальное централизованное государство российской нации.
2. Граждане России независимо от этнического происхождения составляют единую гражданскую нацию. Единая нация, сформированная из граждан России, называется российская нация. Представители российской нации именуются: россияне; россиянин; россиянка.
3. Наименования граждане России и россияне равнозначны.
Статья 2
1. Государствообразующий народ России — русский народ.
2. Русский народ — ведущая и составная часть российской нации. Представители русского народа называются: русские; русский; русская. К русскому народу — русским относятся субэтносы: великорусы; малорусы; белорусы.
3. Русский государствообразующий народ для защиты государства образует государственно-общественные национально-патриотические военизированные формирования: Казачий легион; Сокольская фаланга.
Статья 8
1. Внешняя оборона и внутренняя безопасность государства — общенациональное дело, важнейшая государственная задача, обязанность и право граждан России.
Статья 9
1. Непосредственное обеспечение внешней обороны России осуществляет государственная военная организация — Русская Армия.
2. Русская Армия представляет собой Вооруженные Силы России. В официальных документах и символах могут использоваться начальные буквы наименования Русская Армия — РА.
3. Русская Армия находится в постоянной боевой готовности и комплектуется по воинскому контракту и призыву на действительную срочную службу из числа граждан России в возрасте 21 — 65 лет. Призывной возраст граждан России: 21 — 30 лет. Срок воинской службы по призыву составляет 24 месяца.
4. Граждане, отслужившие в Русской Армии не менее 24 месяцев и годные по состоянию здоровья к воинской службе, зачисляются в Общие мобилизационные силы (ОМС) Министерства обороны России и являются военнообязанными запаса до 65 лет включительно.
5. Деятельность и структура Русской Армии, Министерства обороны России определяются федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента России — Верховного главнокомандующего Русской Армии и Сил Безопасности.
Статья 10
1. Внутреннюю безопасность государства и соблюдение общественного порядка в России обеспечивают правоохранительные органы и государственные силовые формирования, специальные войска, официально именуемые Силами Безопасности.
2. К Силам Безопасности России относятся: ведомственные и территориальные подразделения Генеральной прокуратуры (ГП); Министерства государственной безопасности (МГБ); Министерства внутренних дел (МВД), Министерства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне населения (МЧС); Министерства юстиции (Минюст).
3. В ведении Министерства государственной безопасности находятся Силы пограничной обороны (СПО) и Войска особого действия (ВОД).
4. В организационную структуру Министерства внутренних дел входят Силы национальной гвардии (СНГ).
5. Министерство по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне населения обеспечивает функционирование Спасательных войск (Спас—В).
6. Ведомственными силовыми формированиями располагают Генеральная прокуратура России и Министерство юстиции России.
7. Деятельность и структура правоохранительных органов и государственных силовых формирований, специальных войск МГБ, МВД, МЧС определяются федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента России — Верховного главнокомандующего Русской Армии и Сил Безопасности.
Статья 11
1. Боевым резервом Русской Армии и Министерства государственной безопасности России являются государственно-общественные национально-патриотические военизированные формирования: Казачий легион; Сокольская фаланга.
2. Целевые задачи, устройство, функционирование, количественный состав, места базирования и подготовки Казачьего легиона и Сокольской фаланги определяются федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента России — Верховного главнокомандующего Русской Армии и Сил Безопасности.
3. В Казачьем легионе и Сокольской фаланге состоят граждане России, отслужившие не менее 24 месяцев в Русской Армии либо Силах Безопасности и являющиеся военнообязанными запаса.
4. Граждане России вступают и пребывают в Казачьем легионе и Сокольской фаланге на добровольной основе.
5. Обязанности и права легионеров и фалангистов фиксируются в уставах данных военизированных формирований.
6. Министерство обороны России контролирует и финансирует деятельность Казачьего легиона и Сокольской фаланги при выполнении ими задач внешней обороны государства.
7. Министерство государственной безопасности России контролирует и финансирует деятельность Казачьего легиона и Сокольской фаланги при выполнении ими задач внутренней безопасности государства.
Статья 31
1. Государственная идеология России — Славизм.
2. Славизм объединяет вокруг государствообразующего русского народа иные коренные этнические общности России, предоставляя им равные права и возможности для саморазвития.
3. Славизм есть форма патриотизма, консолидирующая российскую нацию на основе традиционных морально-нравственных ценностей и общенационального исторического бытия.
4. Славизм обосновывает геополитическую и цивилизационную особость России, ее гражданской нации.
5. Территория России является территорией Славийского континента, отдельной славийской цивилизации.
6. Национальная идея России, как базис государственной идеологии, выражается формулой: Славийцы — державность — нация. Национальная идея объединяют граждан России — Славии в их движении к духовно монолитной нации и континентальному государству.
Пояснения
Изложенные статьи прокомментирую для лучшего понимания наиболее сложных и, возможно, не вполне понятных нюансов.
Национальный момент
Государствообразующий статус русского народа должен иметь конкретные конституционные составляющие, иначе, это пустозвонство, очередное «бла-бла» от чиновников и лижущих власти известное место пропагандистов. Русский народ необходимо укрупнить посредством включения в его состав белорусов и восточных украинцев, обозначенных в конституционной статье «малорусами». У западных украинцев специфический менталитет и их духовная консолидация с «великорусами», то есть этническими русскими, маловероятна.
В проекте, по сути, возрождается дореволюционная концепция триединого русского народа, но с учетом изменившихся реальностей. Акцент в терминах сделан не на Россию, а на древнюю Русь — общее раннефеодальное государство восточных славян. Вместо дореволюционных «великороссов» и «малороссов» немного иная трактовка этнических понятий. Все «русы» есть субэтносы единого русского народа, средневековых русинов.
Государствообразующий народ обладает моральным и законным правом создавать особые организации, как для внешней обороны государства, так и его внутренней защиты от поползновений разномастных сепаратистов. Подобные парамилитарные структуры в нашем прошлом имелись. Естественно, подразумеваю казачество, которое в Российской империи выполняло функции пограничной стражи и отчасти внутренних войск. Казаки представляли собой отдельное социальное сословие, освобожденное от уплаты ряда налогов. Реестровое казачество являлось государственно-общественной военизированной структурой.
С одной стороны, у казаков самоуправление в виде собраний — кругов; выборов хуторских, станичных и войсковых атаманов, есаулов, всей старшины; решении иных неотложных казачьих дел. Казачество как бы само по себе… варилось в собственном соку.
С другой стороны, реестровые казаки числились на государственной службе, и в любой момент правительство могло использовать их для противодействия врагам России, как внешним, так и внутренним.
Сейчас казачество уже не социальное сословие, а всего лишь общественная организация.
Таковых организаций в современной России сотни, если брать во внимание федеральный и региональный уровни. Без особого конституционного статуса у славной в прошлом воинской касты, боюсь, нет будущего.
Конечно, фольклор, казачьи песни и пляски, сохранятся, но не более того. В народной памяти, и то, в лучшем случае, останутся только воспоминания о некогда доблестных защитниках Руси — России, называвшихся казаками. Многие ныне помнят о новгородских ушкуйниках?
Сокольство, Сокольская фаланга — новое явление, не исключено, что кому-то даже режущее слух. На уровне обывательского мировосприятия трудно понимаемая перспектива. Но явление, полагаю, востребовано временем и неизбежно актуализирует общественную мысль, заняв индивидуальную нишу в российской жизни и русском национальном самосознании.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
Какую-то идеологию провозгласить, полдела. Не менее важная задача определиться с пассионариями, «опорными» носителями того или иного рода общественных идей.
Притчей во языцех стало утверждение о том, что у большинства русских людей низкий уровень этнической самоидентификации. В данном утверждении нет ни грамма преувеличения. На стороне ВСУ, к примеру, воюет множество граждан русской национальности.
После распада СССР русские в бывших союзных республиках попросту потерялись, не понимая, к какому берегу им пристать. Кроме естественного желания говорить на родном языке, русским сложно как-то еще идентифицировать себя этнически, духовно. Народ исторически связывали державность, общегосударственные задачи, а тут… тупик, исчезновение политической мотивации.
Идеологического вакуума в мире не бывает. Людей со слаборазвитым национальным самосознанием используют другие общности, у которых проблем с этнической идентификацией и убеждениями нет. Русские, будучи даже в большинстве, зачастую не способны отстоять свои интересы.
По деликатным соображениям не буду называть национальные регионы России, где численно доминирует русский этнос. В данных образованиях всем заправляет титульная элита, а русские жители нередко на положении граждан второго сорта. Единственное, чего еще как-то побаиваются власти национальных образований — жесткой реакции федерального центра, у которого достаточно инструментов для обуздания непомерных амбиций новоиспеченных «ханов» и «беев».
В 90—е годы прошлого века ситуация в российских республиках была иной.
Национальные элиты внаглую отодвигали русских со всех более-менее значимых мест, обзывая «оккупантами». Представители титульного этноса совсем не хотели вспоминать, что «русские оккупанты» когда-то их выучили, окультурили, вытащив из первобытного состояния и приобщив к современной цивилизации.
Развитием национального самосознания у государствообразующего народа должны озаботиться российские власти, если они на деле, а не на словах радеют о фундаментальных интересах государства. Без русских никакой России не будет — аксиома национальной политики. «Российские люди» по аналогии с «советскими» могут существовать только в виде фарса, популистской демагогии, до первых серьезных испытаний.
В качестве государственной идеологии современной России предлагаю «Славизм», как форму патриотизма. Понятие вбирает в себя этнический и геополитический факторы. С первым, думаю, все понятно. Укрупненный русский народ, состоящий из великорусов, малорусов и белорусов, имеет славянское происхождение. Второй фактор базируется на концепции «Славийского континента», под коим подразумеваю территорию новой великой России. Не только территорию государства, но и особую славийскую цивилизацию, исторический социум в пространстве между Европой и Азией. Мы не европейцы и не азиаты. Мы — славийцы!
Национальное самосознание у русских логично развивать через государственно-общественные национально-патриотические военизированные формирования, такие, как Казачий легион и Сокольская фаланга. Суть сокольства в утверждении исконных славянских начал, ценностных ориентиров и триггеров, мотивирующих пассионарную часть народа. Русские должны, наконец, «вспомнить», что они изначально славяне, которые ни перед кем никогда не склоняли голову!
Казачество же традиционно формировалось в форме охранительной государственной и, одновременно, самоуправляемой структуры. Патриотизм с молоком матери впитывался вольной казачьей душой. Вне Российского государства казачество не смогло бы существовать!
СИЛОВОЙ МОМЕНТ
Наряду с развитием этнического и патриотического сегмента в мировоззрении государствообразующего народа целесообразно иметь «идеологизированные» войска, которые мыслятся как идейный и высокопрофессиональный резерв Русской Армии, органов госбезопасности. В Российских Вооруженных Силах есть казачьи подразделения, которые достойно показали себя в ходе СВО. И все же… нынешние казачьи части не совсем «то». Казачество не является централизованным парамилитарным формированием, чья деятельность одухотворена какой-то судьбоносной идеей. У российских казаков размытая организационная структура — почти автономные «казачьи войска». Идеологическая составляющая также представляет собой стандартный набор порядком замыленных патриотических лозунгов.
Бойцов для службы в Казачьем легионе и Сокольской фаланге нужно готовить лет с 10 и на основе новых скреп. Казачье детско- юношеское подразделение можно назвать «Орел». Его юные члены соответственно станут орлятами… орлистами. Казаки испокон веков служили и служат Государству Российскому, на гербе которого красуется двуглавый орел. Общим казачьим флагом может стать черно-золотисто-белый имперский флаг. Казаки с атрибутикой из имперского флага и двуглавого орла определенно обозначили бы свою русскость, державность.
С наименованием детско-юношеского дивизиона Сокольской фаланги еще проще. Сокольство, как форма этнической самоидентификации славян, традиционно ассоциируется с гордым соколом. Сокольство зародилось в виде национально- освободительного движения в славянских странах Европы, да и в дореволюционной России получило довольно широкое распространение.
Ребята, воспитанные на идеях сокольства, превратятся в…. соколят, а с возрастом, в… соколистов. Другой, «упрощенный» вариант, вместо орлистов и соколистов — орлы и соколы. Главное в том, чтобы те и другие имели продвинутое национальное самосознание и стойкие политические убеждения, то есть были идейными бойцами.
Легионеры и фалангисты — это особым образом подготовленные воины, которые сражаются не за деньги, а за идею. За РУССКУЮ ИДЕЮ!
Читайте также: Огромная воронка: атакован крупный узел снабжения ВСУ на Донбассе (ФОТО)
Валерий Капленков, специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии