По Украине один за другим прокатываются социальные протесты.
Два дня назад Кабмин и Минсоцполитики брали штурмом переселенцы, требующие отменить постановление № 637 (подтверждение места проживания для получения соцвыплат).
В ночь на среду в Минсоц ворвались шахтеры, требующие разморозить индексацию выплат по инвалидности и увеличить пенсии.
Читайте также: В здании Минсоцполитики Украины ночевали десятки доведенных до отчаяния шахтеров (ФОТО, ВИДЕО)
А вчера улицу Грушевского под Кабмином наводнили ученые.
Читайте также: «Научите выживать на 1200 гривен», — украинские ученые пикетировали кабмин (ФОТО, ВИДЕО)
Означает ли это старт масштабного общественного возмущения и кому выгодны протесты?
«Кое-кто качает лодку»
Украинские ученые требуют увеличить отчисления на науку.
«Из бюджета получили только 0,2% от ВВП, а должны были 1,7%. Беда в том, что болевых точек, на которые можем надавить, мало: закроем институты — и власти будет безразлично, — пояснил глава профсоюза сотрудников Нацакадемии наук Анатолий Широков. — Люди на взводе, готовы уже ставить вопрос о досрочных выборах в Раду, и даже президента».
Аналогичная акция прошла во Львове. Но протест ученых можно назвать «робким» — он длился всего пару часов.
А вот шахтеры второй день кряду голодают прямо на крыльце Минсоца, на матрацах, в компании нацгвардейцев. Полиция обвинила их в захвате здания, правда, мер по «выселению» не предприняли.
«Из Павлограда, Кривого Рога, Донецкой, Луганской областей — приехали встретиться с министром. Нас пригласили в холл, откладывали встречу, а потом полиция сказала, что мы захватили здание», — рассказал журналистам горняк Анатолий.
Главное требование — индексация: вышедшие на пенсию до 2008 года получают порядка 2–3 тыс. грн, сейчас их коллегам насчитывают 6–8 тыс.
«В праве на протест правительство никого ограничивать не будет. Но ситуация тяжелая: решить социальные проблемы сможем, только если улучшатся экономические показатели, — признает вице-премьер Павел Розенко (Минсоц находится в его ведении). — А протесты связаны с политикой: кое-кто запланировал на осень внеочередные выборы и раскачивает лодку».
Впрочем, в Европе протесты, которые доходят до масштабных забастовок, — дело не редкое. Последний пример — бунт транспортников во Франции, причем организовывал его профсоюз, а не политики.
Революция ждет лидера
Украинские эксперты увязывают протесты с ухудшившимся социально-экономическим положением жителей страны.
«Терпение на исходе: люди могут потерпеть ради победы и целостности страны, но нельзя же бесконечно выжимать из них силы, повышая цены и тарифы, а зарплаты и пенсии — оставляя без индексации», — считает политолог Вадим Карасев.
Он считает небольшие протесты предвестником более серьезных: перед тем же Евромайданом был Врадиевский поход.
«При этом власть считает, что смогла дискредитировать Майдан-3, но сегодня протестуют много небольших групп, которые собираются вокруг новых политических и профсоюзных лидеров.
Это маленькие ручейки, и для того чтобы они слились в полноводную реку протеста, необходимы харизматичный лидер и поддержка хоть одной финансово-промышленной группы, — считает политэксперт Руслан Бортник. — Пока у Коломойского, Фирташа и Ахметова есть консенсус с президентом, но стоит его разрушить — протест будет колоссальным».
Любопытный момент: Бортник считает, что власть использовала почти все инструменты «гашения» недовольства — остаются только референдум (причем не важно, какие вопросы на него вынесут: относительно статуса Донбасса, Минска-2 или повышения пенсионного возраста) и парламентские перевыборы. Может ли плебисцит сгладить противоречия — вопрос.
Согласно июньскому опросу общественного мнения, большинство украинцев считает, что власть ведет страну в неправильном направлении. А 82% граждан и вовсе ждут «сильной руки» — тревожный сигнал для президента.
«Баланс доверия к Петру Порошенко упал с +40% на старте до -50%. Виктор Янукович закончил политическую карьеру на уровне -80%.
К тому же у правительства Владимира Гройсмана изначально отрицательный „кредит доверия“ — увы, украинская социология сегодня просто не в состоянии прогнозировать социальные взрывы», — говорит гендиректор Киевского института социологии Владимир Паниотто.
«Один из ярких примеров — декоммунизация: она отторгается частью общества, но форсируется, и при нынешнем уровне недоверия к власти непонятно вообще, зачем это нужно».
Противоположное мнение у украинского социолога Александра Вишняка. Последние протесты он считает «корпоративными» — такими, где речь идет об ущемлении прав отдельных категорий.
«И мои исследования показали, что политические протесты, наоборот, падают — это связано как раз с назначением нового правительства, чей антирейтинг пока ниже, чем был у Кабмина Яценюка», — уточняет он.
По прогнозу Вишняка, главные протесты начнутся в конце октября—ноябре, когда население получит платежки по новым тарифам.
Свежие комментарии