Несмотря на нашумевшее соглашение России и Саудовской Аравии о «заморозке» добычи нефти на уровне 11 января, реальный эффект для рынка нефти может быть минимальным.
Начнем с того, что само по себе соглашение оказалось не таким, как ожидали трейдеры. Многие прогнозировали договоренности о сокращении добычи, поэтому реакция была негативной.
Саудовская Аравия и Россия в 2015 г. нарастили добычу до максимума, поэтому сохранение ее на прежнем уровне никак не изменит баланс сил. Аналогично с Катаром и Венесуэлой, которые присоединились к соглашению.
Соглашение также поддержали Эквадор, Алжир, Нигерия, Оман и Кувейт. Даже Ирак, которому необходимо повышать добычу, согласился присоединиться к странам и предложил сократить уровень добычи, а не просто заморозить.
Но без участия Ирана подобные соглашения не имеют смысла. Тегеран говорит об увеличении добычи в ближайшей перспективе минимум на 500 тыс. баррелей нефти в сутки, а при соответствующих инвестициях возможен рост на 1 млн баррелей. Какой смысл в «заморозке» и даже небольшом снижении добычи, если это даст Ирану возможность добывать больше, а объем предложения в мире все равно будет больше спроса?
Сейчас же выяснилось, что соглашение вообще носит добровольный характер, никаких обязанностей у стран не предусматривается.
«Договоренности по сохранению уровня добычи нефти носят добровольный характер. Может быть, будет какое-то совместное заявление, не юридически обязывающее соглашение», — заявил замглавы Минэнерго РФ Анатолий Яновский.
В такой ситуации подобное соглашение — это просто бесполезная трата времени. Как только кому-либо покажется, что цены выросли достаточно, он начнет добывать больше, если, конечно, сможет.
Свежие комментарии