На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 506 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Карлик убогий.Вообще егр арестоватт надо,а не слущать,Маленький диктато...
  • Катерина
    В Сети появился, наверное, самый грустный политический анекдот современности. Он прекрасно описывает ситуацию, сложив...В основу мирного ...
  • Юрий Зубрин
    Уже не лягут ,"поезд ушёл" и дым от паровоза расстаял вдали !В основу мирного ...

Раздробили и ущемили — о борьбе Ленина с «угнетающей нацией»

После захвата власти в России большевики образовали новые — старые этносы, известные как украинцы, белорусы и, собственно, русские.

Главным инициатором процесса невиданного в истории национального строительства был вождь большевиков, откровенно ненавидевший «великодержавный шовинизм», то бишь, русское самосознание.

Товарища Ленина не раз осеняла гениальная мысль о том, как можно подорвать потенциал «народа-угнетателя». В ряде своих работ он сформулировал принципы новой национальной политики.

«Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми», — фрагмент из статьи Ульянова-Ленина «Об Автономизации» (том 45, полное собрание сочинений).

«Великость» под запретом

По ленинскому определению, русские должны испытывать «чувство вины» перед всеми остальными народами России и бесконечно платить им по счетам за какие-то обиды. Вождь в публичных текстах не стеснялся обзывать великороссов «Ивашкой», «Держимордой», «шовинистической швалью».

Ленин крайне отрицательно относился к доминировавшей в дореволюционной России официальной концепции триединого государствообразующего народа. Советскую Россию, а несколько позднее, СССР, выстроили на основе так называемой ленинской национальной политики. Триединый народ разделили на украинцев, белорусов и, собственно, русских. Из наименования последних выбросили первую часть, ибо вождя коробило любое упоминание о какой-то там «великости русских». Сами понятия «Великороссия», «великороссы» в советское время пребывали под негласным запретом. В официальных речах партийных бонз никогда не употреблялись.

Под украинский и белорусский проекты были выбраны соответствующие территории, на которых большевики сформировали национальные элиты. Проекты явно искусственные, созданы по идеологическим соображениям. Главную цель ленинской национальной политики успешно реализовали: русский народ раздробили и ущемили по множеству позиций, при этом он оставался основным спонсором ускоренного развития малых этносов. По Ленину, «искупал» историческую вину!

Чехов и Гоголь

Российский кинорежиссер Карен Шахназаров недавно высказался по поводу термина «украинцы» в авторской программе Дмитрия Куликова «Право знать», еженедельно выходящей на «ТВ Центр». Уважаемый Карен Георгиевич не согласился с известным утверждением, что «украинцев» придумал австро-венгерский генштаб, дабы навредить России. Режиссер вспомнил о Гоголе и Чехове, в литературных трудах которых мелькало такое слово.

Во времена Николая Гоголя понятия «украинский», «украина» имели чисто территориальный смысл, означающий окраину какой-то земли, региона. Зато писатель в своих сочинениях часто использовал названия «малоросс» и «Малороссия». Гоголь, как известно, родился в Полтавской губернии, но современные украинские идеологи не считают его «своим», поскольку он, по их словам, «продался клятым москалям». Николая Васильевича Гоголя, действительно, трудно назвать украинским писателем после следующего признания: «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России».

Антон Павлович Чехов сам называл себя «хохлом», поскольку в его роду были украинцы. В ту пору слово «хохол» не несло оскорбительного либо пренебрежительного оттенка, а отражало этнографические особенности коренного жителя Малороссии, по сути, представителя своеобразной части русского народа.

В рассказе «Именины» Чехов тепло отзывается о Малороссии: «Хохландия милая страна. Меня манила обворожительная мысль — засесть у себя на хуторе и жить в нем, пока живется…»

Знатоки творчества писателя и в России, и на Украине часто ссылаются по разному поводу на такие чеховские строки: «Хохлы упрямый народ; им кажется великолепным все то, что они изрекают, и свои хохлацкие великие истины они ставят так высоко, что жертвуют не только художественной правдой, но даже здравым смыслом».

Я привел фрагмент из письма писателя к издателю газеты «Новое время» Алексею Суворину от 18 декабря 1893 года. Спекуляциям по поводу изложенного нет основания. В письме психологически тонко характеризуются не украинцы как народ (по факту), а интеллигенты, творческие люди из Малороссии. Чехов, к тому же, высмеивал недостатки, связанные с особенностями этнического характера не только у малороссов, но и у великороссов.

На Западной Украине, в Галиции понятие «украинец» существовало и раньше, до того, как его использовал в качестве идеологического (этнического) продукта австро-венгерский генштаб. Одна часть галичан называлась украинцами, другая русинами, иначе, русскими людьми.

Этнос и субэтнос

Карен Шахназаров вольно или невольно затронул достаточно сложные и неоднозначные научные категории «этнос» и «субэтнос».

В энциклопедических словарях даются следующие определения. Понятие «этнос» в переводе с древнегреческого означает «народ». Это группа людей, имеющая единое наименование и общие элементы культуры, обладающая мифом о своем происхождении, исторической памятью, чувством солидарности, ассоциирующая себя с особой территорией.

Под субэтносом или субэтнической группой понимается компактно проживающее сообщество людей, принадлежащих к большему народу (этносу), но отличающихся особенностями своей культуры, языком либо диалектом более поздним, чем в момент зарождения общего этноса, географическим происхождением, и осознающим уникальную самобытность.

К примеру, субэтносом являются татары-мишари, в прошлом именовавшиеся мещеряками. Мишари — этническая группа волго-уральских татар, разговаривающая на мишарском диалекте татарского языка.

Кем считать украинцев, равно, как и белорусов — этносом или субэтносом?

В большей степени, думаю, и те, и другие подпадают под определение субэтноса. Вопрос крайне политизирован и, в конечном счете, определяется позицией власти.

В дореволюционной России украинцы (малороссы) и белорусы наряду с великороссами рассматривались как субэтносы единого русского народа. Большевики пропагандировали концепт «о трех братских, близкородственных народах». Ленин со товарищи, конечно же, не придумали украинцев и белорусов с чистого листа, а попросту превратили в этносы исторически сложившиеся субэтносы.

Идеологи советского проекта главную угрозу своей власти усматривали в большом русском народе и его национальном самосознании. Системное нивелирование русской идентичности замаскировали под борьбу с «великодержавным шовинизмом» и в итоге добились ошеломляющего результата. Социологические опросы начала 90-х годов минувшего столетия показали, что большинство русских считают себя вовсе и не русскими, а… советскими людьми!

В то же время представители малых этносов, населявших СССР, ассоциировали этническую принадлежность не по идеологическому фантому, а по крови. Чего же тут удивляться, что многие «братские народы» неуважительно относятся к русским!

Еще Петр Столыпин прозорливо заметил: «Народ, не имеющий национального самосознания, — есть навоз, на котором произрастают другие народы».

Читайте также: Клоун заврался: За 10 дней потери армии России, по словам Зеленского, уменьшились на 100 000 солдат (ВИДЕО)

Валерий Капленков, специально для «Русской Весны»

 

Ссылка на первоисточник
наверх