За последние недели на Южном Кавказе, да и вообще по всей южной границе России, случилось так много всего, что в этом несложно увидеть цепочку последовательных событий. Впрочем, началось все с Алиева. С его слов и действий возрос южнокавказский узел интересов и противоречий. А теперь прирастает Трампом.
После знаменательной речи 19 июля в Хакенди, на третьем Шушинском форуме, где Алиев в ходе выступления ответил на вопрос известного украинского политолога Дмитрия Гордона*, и, выслушав благодарности того за «поддержку суверенитета Украины», призвал: «не соглашаться на оккупацию», президент Азербайджана еще многое сделал и сказал.
И шевроны из нацбатов, видимо, поносить, взял, и в Синюкскую область Армении ДРГ ввел. И в Вашингтон слетал — пообещать Трампу Нобелевскую премию мира.
Читайте также: «Никогда не соглашайтесь на оккупацию»: Алиев дал совет украинцам (ВИДЕО)
Но, пожалуй, самым фактически значимым шагом, не показательным, а говорящим о намерениях, глубинных и стратегически долгих, стало не одно из его демонстративных действий или речей, а подписание министрами обороны Азербайджана и Турции всего через три дня после памятной речи в Хакенди, а затем и вручения нацистких шевронов, нового оборонного соглашения в Стамбуле.
Именно в кулуарах этого мероприятия прозвучала наиболее тревожная и неприятная новость о возможном строительстве военной базы Турции в Азербайджане.
Базу могут построить в Хачмазском районе Азербайджана, недалеко от российско-азербайджанской границы.
Информация об этом открыто прозвучала 22 июля в кулуарах военной выставки IDEF-2025 в Стамбуле, на фоне подписания министрами обороны Турции и Азербайджана соглашения об укреплении взаимной военной безопасности. Позже, со ссылкой на правительственный источник, об этом написали в ряде турецких и азербайджанских газет, близких к администрациям Алиева и Эрдогана.По инсайд-информации, прямо об этом высказался турецкий представитель — один из пресс-атташе. Причины — якобы от «агрессивной России». Это цитата из азербайджанских и турецких СМИ. Но ранее об этом же высказался и бывший глава президентской администрации в Азербайджане Эльдар Намазов. В этой связи стоит отметить один важный момент.
Безусловно, военная база Турции = военная база НАТО. Это база с натовским оборудованием, по натовским стандартам и обменивающаяся информацией со всем альянсом. Безусловно и то, что совершенно не скрывается, против кого эта база. Об этом почти прямо заявили официальные представители Турции — через слив в прессе.
Но главное не в этом. Это, благодаря риторике азербайджанских и турецких СМИ и их экспертов и официальных лиц, — почти норма. Главное в том, что здесь прослеживается четкая взаимосвязь между турецким влиянием и влиянием американским. Влиянием лично Дональда Трампа, который решил построить один очень красивый «мост».
Анонсирование базы в СМИ происходило в тот же момент, когда политическое интернет-пространство России, южнокавказских республик и даже Украины заполнил инсайд-кейс о сдаче Пашиняном Зангезурского коридора. В аренду. Трампу. На 99 лет. И который частично стал реальностью всего через несколько дней в Вашингтоне.
И хотя это декларация, а не полноценный договор, а Пашинян явно действует за спиной части армянского общества, такое совпадение не выглядит случайным. Видимо, по логике президента Америки, турецкая база — это гарантия американской торговли, и недорого — по сравнению с подобной американской.
И совершенно логично уже в эту обширную милитаристкую канву ложится ряд сообщений о тысячи и более американских бойцов ЧВК, которые обеспечат безопасность Зангезурского коридора в Синюкской области. Должен же их кто-то прикрывать. В Азербайджане — турецкая база. В Армении — американские ЧВК. И кто после этого Алиев и Пашинян?
Правильно — прагматичные политики, которые за счет России и Ирана хотят так или иначе укрепить свою власть. И дальше укрепляясь, двигать свои страны, народы и общества в «дивный, новый» западный мир. Есть, конечно, много красивых русских слов, обозначающих такое поведение, но в политике со времен Макиавелли самое главное — это интересы, а не слова.
Единственным позитивным моментом всех последних событий является тот факт, что Пашинян действует явно через голову многих своих избирателей, а через десять месяцев у него выборы. Несомненно, от этих выборов будет очень сильно зависеть судьба всего Южного Кавказа. А, возможно, и часть геополитического влияния России там. И здесь точно не до сантиментов, красивых слов, стратегического партнерства и «дружбонародных ожиданий».
Что касается иранской реакции, она ожидаемо оказалась жесткой, если не сказать жестокой. Об этом четко сказал советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти.
В соответствии с ним главная цель зангезурского проекта — обрыв связи Ирана с Кавказом и создание сухопутной блокады Ирана и России на юге, в том числе в рамках МТК «Север-Юг», а также дополнение Украины новым фронтом давления на Россию и Иран в Азербайджане, при поддержке НАТО и пантюркистких движений Турции и Южного Кавказа.
Читайте также: Азербайджан — Армения: зангезурский «Мост Трампа» — новое Гуантанамо?
А вот диалоговая риторика Кремля почти не изменилась, только стала еще сдержанней: Дмитрий Песков гораздо ранее лишь отметил «сложный период» в отношениях с Азербайджаном. А позже, комментируя новую вашингтонскую декларацию, в МИД РФ заявили, что: «Подключение внерегиональных игроков должно работать на укрепление мирной повестки и не создавать дополнительных трудностей и разделительных линий. Хотелось бы избежать печального опыта западного содействия урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке».
А теперь собственно о Великом Туране. База, которую собирается размещать Азербайджан — турецкая. И Великий Туран — проект турецкий.
И ведь Алиев не одинок в своем стремлении в Великий Туран: в начале августа в Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган по-королевски встретил, как уже давно объявляется в местной прессе, еще одного представителя туранского мира — президента Казахстана К.-Ж. Токаева. Там и был подписан меморандум о понимании в развитие перевозок как раз по срединному коридору.
А президент Казахстана был так рад своему визиту, что заявил о новом золотом веке Турции, подписав соответствующие экономические соглашения. Так Турция постепенно наполняет свой проект геоэкономическим и геополитическим смыслом. И становится все очевидней: Турция хочет добиться пересмотра логистических маршрутов в регионе Южного Кавказа. В свою пользу.
Но кроме этого очевидно, что углубляется и расширяется дружба Ильхама Алиева и его администрации и с киевским просроченным режимом. Последний звонок Алиева в Киев это подтверждает.
Вот как отметил это сотрудничество Кирилл Кабанов в одной из своих публикаций на «Русской Весне»:
«Поставки „помощи” укронацистам даже не скрываются, о них азербайджанское руководство заявляет публично».
А еще есть турецкие поставки, даже целый корвет, который Турция построила Украине и прочие «Kirpi» и «Sakarya». И это тоже не случайно, потому что исторически Турция рассматривает большую часть территории Украины как свою собственную. Все это ясно и четко посылает сигнал, что турецкая геополитическая стройка в самом разгаре.
А анализируя произошедшие события, нужно понимать и еще один момент: в странах Средней Азии и Кавказа поведение лидера страны часто проецируется на членов общины. Если Ильхам Алиев, улыбаясь, говорит о дружбе с Украиной и ее оккупации, не признает СВО, а затем, также улыбаясь, жмет руки Трампу и Пашиняну в Вашингтоне, то нужно понимать: это не может не вызвать определенной реакции и определенного отношения у части азербайджанских сообществ в России. А затем и к России — тоже.
И об этом говорят уже многие эксперты. В частности, в программе «Бесогон» Никиты Михалкова отмечались и резонансные преступления представителей различных диаспор и общая статистика роста правонарушений мигрантов и лиц, только получившими гражданство. А в одном из последних выпусков программы затрагивалась странная тактика нападения четверых человек на тренировках на манекен в подпольных ММА-залах.
Читайте также: Это порождает вседозволенность мигрантов — Никита Михалков жёстко рассказал о проблеме миграции (ВИДЕО)
Если раньше было так сложно, то, что ждать теперь? Все вышеизложенное, как и последние заключенные соглашения в Вашингтоне и в Стамбуле, в очередной раз подтверждают теперь уже более распространенное экспертное мнение, неоднократно высказываемое значительно раньше и авторами из Донбасса и из других российских регионов о том, что России надо делать ставку на свои, в том числе исторические, регионы, а не на «дружбонародные ожидания» от бывших республик СССР.
Впрочем, определенный просвет в этой геополитической южнокавказской тьме, так сказать, этакий свет в конце тоннеля — есть. Кажется вполне очевидным, что на саммите на Аляске 15 августа лидеры России и США могут обсудить и Южный Кавказ. О чем косвенно сделал подтверждение и помощник Президента Юрий Ушаков.
Безусловно, вопрос этот не будет столь значимой темой, как вопросы украинского урегулирования или выправления двухсторонних отношений в экономике и политике, но раз уж Дональд Трамп провел столь масштабную пиар-акцию в Вашингтоне, создав и повторив очередную вашингтонскую декларацию (первая была в 2020 году между Сербией и Косово и чуть не закончилась войной всего через пару лет), то, несомненно, у него и на это найдется минутка-другая, а может, и значительно больше.
Что-то подсказывает личную заинтересованность Трампа в своем «мосте». И возможно, это только предположение, он предложит обменять свои интересы в Зангезуре на российские — на Украине. Ведь нашу военную базу в Гюмри никто не отменял, и военную технику там — тоже. А все эти «мосты Трампа» и Пашиняны на их фоне выглядят очень условно.
Главное, чтоб этот забрезживший свет настоящих масштабных переговоров об Украине, Южном Кавказе и даже безопасности в мире не оказался, как говорится в некоторых фильмах, очередным поездом. Иначе опасения многих экспертов о том, что новая эскалация на Южном Кавказе вполне возможна, могут стать явью.
Читайте также: «Разведка доложила»: Путин готовит новое наступление — истерика Зеленского (ВИДЕО)
Михаил Саммари, специально для «Русской Весны»
*включен в перечень экстремистов и террористов
Свежие комментарии