На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 533 подписчика

Свежие комментарии

  • Марина
    ну во-первых, это вы ГОВОРИТЕ, что вы там что-о кому-то отдали!!! И то, уже ПОСЛЕ того, как я вам предложила сгонять ...Враг атаковал ави...
  • Vladimir Lioubimcev
    Ничего они никому не заплатят. "Нэ було там вашого"  (не было там вашего),- будет весь ответ. И ВСЕ!!Придётся заплатит...
  • Серж Брукс
    И сколько времени определило наше ГРУ для этого мерзавца Малюка?Какие выбранные д...

Охранители культурной приватизации на боевом посту

На страницах «Новой газеты» Ян Шенкман изобличил Захара Прилепина, пишет Свободная Пресса.

Он, дескать, манипулятор, рекрутирует в свой строй рок-музыкантов, а тут еще и на Александра Башлачева покусился, пытается его творчество на свою сторону перетянуть и даже заявился в качестве ведущего рок-фестиваля «Время колокольчиков».

Ужас!

Шенкман бьет в набат: Прилепин «формирует патриотический пул, один за другим перетаскивает в свой лагерь известных рокеров». Да не просто так, а хитростью, манипуляциями и подтасовками, иначе никого не перетянуть было бы.

Поводом для гнева колумниста «Новой газеты» стало то, что в Череповце будет башлачевский фестиваль, на котором Прилепин заявлен в качестве ведущего. Вывод: рекрутировать в свой стан он намерен и мертвых. Вести концерт будет Прилепин, «а значит, это будет пропагандистская акция».

На этих «а значит», априорных тезисах вообще построена вся логика рассуждения колумниста, надо же как-то зацементировать, мягко говоря, сомнительные и двусмысленные аргументы и тезисы своих рассуждений.

Шенкман пишет, что в текстах Башлачева можно найти не только прилепинский патриотический формат, но и второе, и третье, и четвертое. Приводит мнение некоего писателя Льва Наумова, который заметил, что Башлачев иронизировал над писателями-деревенщиками. Был близок к западной рок-эстетике. Какой он после этого патриот, если к Василию Белову без должного почтения относился?..

Далее автор говорит, что из-за неправедности затеи уже сейчас вся идея «прилепинского фестиваля» начала разваливаться.

Вот «Аукцион» отказался там выступать. И хотя ему в комментариях компетентно заметили, что не будет выступать по другим причинам, из-за несовпадения гастрольного графика, но ведь в это простое объяснение автор не верит, у него другие данные, другая вера, другая логическая конструкция.

После Шенкман начинает рассуждать о задаче, которую выполняет Прилепин. Как он перетаскивает в свой лагерь рокеров в передаче «Соль». Но вот тут проблема, по мнению колумниста, рокеры постоянно огорчают Захара. То ответят как-то не так, то споют что-то не то, отчего Прилепин тут же в расстроенных чувствах, его «фокус не удался». То Следственный комитет не подтвердил, что музыканта Павла Усанова убили из-за Донбасса. Шенкману надо показать, что все у Прилепина шито белыми нитками, все разваливается, потому как сам путь его ложный.

После всех рассуждений и натяжек колумнист лихо записывает Прилепина не только в пропагандисты-рекрутеры, но и в разряд «разжигателей ненависти». «Не самая характерная роль для русского писателя, каким считает себя Прилепин», — заключает автор. Он то, видимо, Прилепина за писателя не держит, ни разу не называет его так в своей колонке. Выходит, самозванец, гнать таких пинками из литературы!.. Ну а то, что он разжигатель ненависти — это, ведь всем известно, всем приличным людям, априори так. Хотя где и в чем ненависть, рассказать так и не удосужился. Нужно повесить клеймо. Обязательно нужно, работа такая, прерогатива клеймить.

Шенкман пишет, что не все в мире так однозначно, но демонизируемого Прилепина записывает в разряд однозначности. Разжигатель, разжигатель, разжигатель! Причем, ладно там с противопоставлением патриоты-либералы, которое уже давно набило всем оскомину, автор узрел новый раскол по принципу: «Да, жизнь» — «Да, смерть».

Прилепин, само собой выходит за смерть. Ему ведь надо «манипулятора» Прилепина демонизировать, так пусть он окончательно будет чудовищем, вылезшим из своих дремучестей и лающим злобно. Истопчет это чудище все колокольчики, изувечит песню, извратит и надругается дикий хам.

Сложилась такая инерция, что многие милые люди в ситуации, когда появляется иная точка зрения, заявляет о себе, тут же видят опасный звоночек разделения и кричат о нем. Они привыкли к своему монопольному положению и ревностно его оберегают, блюдут.

Патриотизм, национально, государственно ориентированное мышление они допускают лишь в резервации, в фольклорной деревне, где шляются пьяные и безумные патриоты в шапке набекрень и забавляют честной люд, пытаясь бороться с осоловевшим медведем. Только так.

Патриотизм — для них если не прибежище негодяев, то агрессивное и неизлечимое заблуждение аборигенов, а они должны быть изолированы, иначе пробудятся их темные инстинкты.

Так получилось, что патриотов у нас сделали краснокожими. Недаром ведь долго именовали красно-коричневыми и настойчиво требовали «раздавить гадину». Пасти этих индейцев должны с пеной у рта телевизионные демагоги на окладе, спекулирующие на патриотизме, сами же они по сценарию голос не имеют права подавать.
 
Ну да, прилепинский Саша Тишин из романа «Санькя» должен бесконечно и с упоением выслушивать рассуждения Безлетова — либерального философа, приближенного ко власти. Санькя — кролик, а тот — удав. У Тишина нет права на свой голос, максимум, что ему позволяется, это разучить и транслировать то, что вещает Безлетов.

Про Родину, про народ, про перспективы. О том, что здесь черная пропасть и ничегошеньки никогда путного не будет. Стать таким же с приставкой «без». А о том, чтобы выбросить в окно всю эту безлетовщину, он даже и помышлять не должен. Ни-ни, знай свой шесток. В резервацию. Прогрессивные деятели привыкли именно так все воспринимать, даже когда философ-либерал полетел в окно, они не придали этому факту особого значения. С кем не бывает…

Но вот беда: Прилепин не попадает ни в разряд тех, кто в шапках набекрень, ни спекулянтов. Оттого и пугает. Оттого и срочно его хотят куда-либо определить, для начала к тем, кто разжигает ненависть, а там можно будет попробовать и от литературы отодвинуть, ведь это он сам считает себя писателем, не все обязаны так думать… Опыт «отодвигания» наработан большой.

Параллельно с выходом колонки Яна Шенкмана один из лучших на сегодня русских литературных критиков Лев Пирогов опубликовал в своем «Фейсбуке» блестящую статью «Как убивали русскую литературу» из своего нового сборника. После прочтения ее, станет понятна и озабоченного Шенкмана. В своей статье Пирогов пишет, что русская литература «не умерла, её вбомбили в каменный век. Мы имеем такую литературу, которую нам дозволяют иметь либеральные литературные функционеры.

В качестве цензурного инструмента используются „механизмы рынка”». Далее об этих механизмах, которые огородили колючкой литпространство, строго бдят на КПП и цензурируют все и вся, подгоняют под свой формат, он подробно и обстоятельно говорит. Литература краснокожих, если она не в фольклорно-скоморошьем стиле, наподобие, «Цветочных крестов» или «Лавров», отправляется на периферию в безвестность. Все остальное поле наспех засевают какими угодно сорняками, лишь бы место застолбить и никого туда не пущать.

Не только литературу у нас вогнали в каменный век новые цензоры-приватизаторы. Разве не то же самое произошло с русским роком, который обрюзг, растерял свои клыки, впал в преждевременное старчество. Да и попросту потерял смысл своего существования. И тот же Прилепин не просто гонит на построение свой строй, как считает критик Шенкман, а попросту старается расшевелить эту инвалидную команду. Это у него получается.

Именно в этой культурной приватизации, на страже которой стоит тот же Ян Шенкман, и содержится большая проблема. Он все знает о том, какова должна быть литература, музыка и с этим прокрустовым знанием, как сторож с колотушкой обходит периметр. Кто там лезет ночью через забор яблоки воровать? Солью в него, солью, чтобы неповадно было!

Тот же Башлачев — сложный, был разным и даже (о, ужас!) мог иронизировать над Василием Беловым, но он жил и творил в контексте национальной тысячелетней традиции. В эту традицию, а вовсе не в строй, его и вписывает Прилепин.

«Я его — национализирую», — сказал сам Захар в ответе Шенкману. Национализация и приватизация — немного разные вещи… Одни привыкли все приватизировать. Им важно, чтобы Тишин сидел на стакане и ныл, а они бы из-под очков менторским взором с осуждением смотрели на него и качали головой: «Нет, из этого народа ничего не выйдет. Посмотрите на этот ужас-кошмар…». Но он не ноет, не клянет свою судьбу, он ее делает.

Он не просто выбрасывает в окна либерального философа, практически повторяя путь изгнавшего торговцев из храма, но и ставит вопрос о культурной расприватизации, преодолении порочной тенденции дальнейшего погружения в каменный век.

Сам я уже как-то писал, что настало время говорить о национализации культуры. Это является одним из условий сохранения отечественной цивилизации. Культурные приватизаторы уже сделали из истории художественный проект-перформанс, силятся переформатировать культуру, да так, чтобы общество отвернулось от нее.

Нужно расприватизировать культуру, вернуть ее в массы. Создать мощный слой патриотической народной интеллигенции среди инженеров, учителей, военных, врачей, священнослужителей, рабочих, ученых, предпринимателей. Среди литераторов и рок-музыкантов. Понятно, почему колумнист «Новой газеты» считает все это территорией смерти: разрушится коверкающая культуру монополия. Прилепин многое для этого делает, на него и нападают пуще всех.

Андрей Рудалев

 

Ссылка на первоисточник
наверх