На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 471 подписчик

Свежие комментарии

  • Людмила
    Депутат Государственной думы от Крыма, член комитета по безопасности Михаил Шеремет предложил президенту Украины Влад...Если победит Харр...
  • Лиза
    У Байдена научился, тот везде то был и все то видел....)))«Совсем поплыл»: ...
  • Валентин Щербаков
    Вот зачем надо слушать ложь этого негодяя борреля, он врёт из-за своеё тупости, ненависти, старости, трусости и русоф...Захарова назвала ...

Что значит истинно быть гуманистом в эпоху СВО или «Я тоже солдат»

В нашу эпоху очевидной борьбы и преодоления особенно значимо глубинно знать то, с чем мы воюем и тех, кто с этим сражается на самых разнообразных направлениях этой битвы.

Мы очень отчётливо видим теперь проявление человеконенавистнической сущности фашизма-нацизма, которому даём отпор, и на Курщине, и на Белгородщине, и ранее в Донбассе и Новороссии.

Но видя, эти внешние формы воплощения чёрного мировоззрения, общество не очень осознаёт его глубинные сущности. Об этом почти не пишут и не обсуждают, уничтожая отравляющие цветы ядовитого растения, не изучают ботанический вид, его характеристики, принадлежность к соответствующему семейству.

Видя антигуманную сущность фашизма-нацизма, люди понимают, что мы противопоставляем ему гуманизм, и подсознательно ощущают, что он должен быть побиваем гуманизмом, но вряд ли дадут определение гуманизму. Может быть, гуманизм — это обеспечение стабильного потребления и комфортной городской среды?

И уж, наверняка, люди скажут, что гуманизм возник в эпоху Возрождения, и вот с тех пор… Достаточно известно определение болгарского коммуниста и борца эпохи Второй мировой Георгия Димитрова о том, что фашизм-нацизм — это «озверевший», потерявший всякие рамки монополистический капитализм, империализм, что описывает предмет лишь с одной из многих граней.

Единственный соразмерный сущностному (экзистенциальному) вызову времени глубинный ответ о нацизме даёт Сергей Кургинян и его соратники. Они подчёркивают, что гуманизм существовал всегда на протяжении всей истории человечества. На протяжении всей истории с самых древнейших времён во всех цивилизациях и обществах были добрые человеколюбивые божества и злые человеконенавидящие, между ними в человеческих умах шла постоянная борьба, запечатлённая в метатексте культуры.

Добрые боги помогали людям, даже умирали за них, потому что верили в них. Самый известный западный и не только европейский дохристианский пример — Прометей. Сущность гуманизма предельно ёмко сформулирована Максимом Горьким: «Человек — это звучит гордо!» И как уточнение: «Всё для Человека, всё во имя Человека!» Боги умирали за Человека, потому что верили в его возможности, возможности улучшения, самосовершенствования, восхождения. Это — светлый, оптимистический взгляд на природу человека.

Это и есть гуманизм. Важно, что наряду с этим всегда существовал и другой, тёмный, пессимистический взгляд, выраженный злыми божествами, взгляд неверия в человека, презрения и насмешки — антигуманизм. Наряду с этим неверием как ключевым свойством антигуманизма, возникает вторая ключевая его характеристика, вытекающая из первой.

Так как способности у всех людей разные и так как проникаются антигуманизмом конкретные люди, то, не веря в человека, они, разумеется, преувеличивают разделение людей по возможностям, а себя «понявших» это причисляют в избранную категорию. Т. о., второе ключевое свойство антигуманизма — утверждение фундаментального неравенства людей. 

На протяжении всей истории эти две противостоящие линии сосуществовали и боролись, проявляясь в каждую эпоху разными формами учений и теорий религиозного и светского характера в зависимости от свойства времени. Собственно, все философские во всём их многообразии направления сводятся и разделяются к этим двум линиям. Христианство совершило небывалый гуманистический переворот.

В эпоху Возрождения возникает, а в эпоху Просвещения оформляется светский гуманизм. Во второй половине 19–20 веке светский гуманизм воплощается в новой форме — Коммунизма. Наряду с этим существуют разного рода антигуманистические учения, ангигуманистическая линия проникает и существует даже в Христианстве, как и любой другой религии.

В соответствии со свойствами времени антигуманистическая линия прорвалась и расцвела в 20 веке в виде фашизма-нацизма, воплотив фундаментальное неравенство в разделении людей на «полноценные и неполноценные» народы и посмеявшись над идеями христиан, классических светских гуманистов и большевиков по улучшению людей, их восхождению, отказав «неполноценным» народам в самосовершенствовании. Вот с какой глубинной всевечной традицией мы сейчас сражаемся, вот какой апокалиптической предстаёт битва. 

Вот что такое фашизм-нацизм и его сущностная глубина. Эта традиция была всегда, надо сказать, она никогда не была особо доминирующей. Её нельзя уничтожить, но её можно максимально поразить, свести до минимума. И победить её может только расцвет и победоносное шествие в умах людей другой традиции, традиции гуманизма, основанной на вере в человеческие возможности и восхождение. Поэтому время гуманистов не скрывается где-то в толщи веков, время Нового гуманизма лишь настает. И уже есть люди, кто на острие этой борьбы.

И один из таких — современный латвийский поэт и певец Каспарс Димитерс. Весной 2022 года он не смог больше молчать и, никогда не писавший по-русски кроме, по сути, явившегося исключением альбома рубежа веков «Родная кровь», стал писать на русском, чтобы сказать всё всем народам. Каспарс Димитерс — человек трудной судьбы, но именно это, если человек не ломается, позволяет пронзительно чувствовать боль общества и эпохи, и готовит к его миссии, которая открылась полностью, думаю, только теперь.

Сорок лет назад Каспарс и его Мама, выдающаяся Советская актриса Вия Елизавета Артмане, приняли Православие. Всё творчество Каспарса проникнуто нежной любовью и трогательным посвящением своей Маме. Семь вышедших за последние два года альбомов содержат свыше ста песен-стихотворений, которые собраны в книгу «Капельница» (Потому что: «Мы капельницы друг другу, и должны делиться живой кровью своей любви», — как говорит автор).

Ранее других 5 мая 2022 года ещё до выхода первого альбома вышла песня «Блок поэт, Калаш — нам лира», которая потом войдёт в третий альбом. Песня посвящена матери поэта и является одной из самых глубоких и пронзительных:

Зонтик в дырках, и под градом. 
Все народы стали стадом.
Кайф у всех, что все улитки, 
И за тех, кто тянет нитки. 

И бомжихи, и принцессы
Дуры-куклы этой пьесы. 
Все майданы, гей-парады
Кукловодам маскарады

Чудо-жижей всех холопов
Превратили в остолопов. 
В танцах смерти крепко свиты
Нацики и содомиты.

Без Христа сгорит Европа. 
За Христа — алтарь в окопах.
Смерти стало вдруг свободней — 
Парадокс любви Господней.

В этой жизни — что мурыжить,
Никому из нас не выжить.
Жизнь — война, не рай для мира.
Блок поэт. Калаш нам лира.

Первый альбом с шестнадцатью песнями вышел 11 октября 2022 года под названием «Я латыш, украинец и русский и…». В песне из девяти четверостиший, именем которой назван альбом, поэт говорит, кто он и откуда:

Я родился в Союзе, где жили 
В мире русский, украинец, латыш … 
Но торжественно нас раздружили 
И теперь мы государство — мышь.

Он называет ключевые характеристики современности:

Всю историю сплошь исказили, 
О правде по-новому врут.
Рассорили славян, чтоб забыли — 
Скифы вечны и Пушкин всем тут.

И указывает, каким способом может быть достигнута Победа:

Я родился в Союзе, где возможен 
Был мир всем народам страны.
Победить в войне этой сможем,
Если все вместе мы.

Это не единственное упоминание Пушкина и других русских поэтов в альбоме и не единственное упоминание Скифов — блоковских Скифов — в творчестве, что ещё раз нам говорит, что перед нами не простые песни, а поэзия. Из 16 песен альбома 6 посвящены памяти конкретных людей, погибших на СВО и не только, или групп людей (Советским солдатам, освобождавшим Латвию и Аллее ангелов в Донецке). Определённый итог этого альбома можно подвести словами из песни «Я тоже солдат»:

Война — это хирургия 
И литургия, и вечная память.
Война — это не нагнутая выя, 
Но ожившее в крови знамя. 
И я не певец — я тоже солдат.

Второй альбом из пятнадцати песен вышел 11 декабря 2022 года с названием «Война за детские души». Саму песню, давшую название альбому, можно назвать балладой о Борьбе:

Борьба — это когда нет уже света, 
Но ты все видишь и целишь взор,
Враги когда целятся в спину, 
Но ты попадаешь в упор.

Борьба — это когда даже мертвый 
Ты поднимаешь свой меч.
Борьба — это вставать всегда первым 
И всегда последним лечь.

Три песни альбома посвящены памяти погибших в идущей войне. В качестве последней песни, как и в 6, и 7 альбомах, поэт исполняет не своё, а религиозное произведение, в данном случае, кондак «Душе моя, что спиши». И это — очень красивое духовное пение. Можно пожелать, чтобы у Каспарса Димитерса вышел отдельный альбом церковных песнопений. А в книге, вместо этого произведения помещено стихотворение «Святая Русь», в котором поэт рисует этот образ:

К Агафье в тайгу и в мыслях 
И в снах, и в молитвах я мчусь. 
Для меня, православного, лично
Одна Агафья Святая Русь.

Про гениев муз промолчу я,
Попугаем так покажусь.
Россия — это двести народов.
Столько стоит Святая Русь.

И цари, и вожди, и народы 
Для Руси то минус, то плюс.
Всеми Страстными Седмицами 
Она мне Святая Русь.

Третий альбом с пятнадцатью песнями «Я вас люблю» вышел 8 марта 2023 года. В этот альбом входит песня «Да, я латыш. Русский я по состоянию души»:

Спектакль начинается. 
В зале свет туши.
Русский не народность ведь, 
А состояние души.

Была Русь и империя,
Была Русь и Союз,
Спасала всех победами 
От смертельных уз. 

К родным своим я латышам 
С любовью отношусь, 
Но родина моей души
Христом Святая Русь.

В этот же альбом входит и состоящая из 11 четверостиший одна из самых глубинных и пронзительных песен Каспарса Димитерса «До Победы восемь миллиметров» (ширина киноплёнки):

Я родом из детства, 
Где учили жить дружно, 
Где были все разные, 
Но настоящие.

Об этом свидетель
Восьми миллиметров 
Не мой лишь архив, 
Но твой архив тоже.

Уже тридцать лет Обманом жгут массы.
Зависим от страха 
И чужого нам бренда.

Покажем архив
Всем орлам из пластмассы: 
Там всё наше детство,
Красно как легенда. 

Не ложись под уколом — 
Идет мировая. 
И маскам не пасть,
Если сами не сбросим.

Победа за нами.
Осталось до края
Архивных миллиметров
Бессмертных только восемь.

Пару лент, где бабуля и дед.
Пару лент, не вражий где бред.
Только восемь миллиметров, 
Не гигабит, нужно мне и враг будет разбит.

Ролик представляет собой семейную кинохронику Советской эпохи, предельно соответствующую теме и посылу. Из четвёртого альбома «Внимание, внимание! Говорит война!», состоящего из 15 песен и вышедшего 5 июня 2023 года, хочется выделить песню «Мы все одна история». Она не менее глубока и пронзительна, чем только что описанная.

И её, конечно, нужно слушать целиком, потому что очень сложно исключить что-либо ради цитирования из этой очень длинной песни. Пятый альбом из четырнадцати песен «Радуйтесь! Мы наша память» вышел 11 октября 2023 года. В этом альбоме автор, как в предыдущих и последующих, продолжает посвящения как погибшим, так и живым. Каспарс Димитерс откликается на очень многие события совершающейся борьбы как на СВО, так и в других частях географического пространства.

Поэтому получается целая музыкальная летопись нашего времени. В песне «До конца света обречён я петь» из пятого альбома поэт говорит о пути и своём предназначении. В шестом альбоме «Верните мне мою Родину», вышедшем 23 апреля 2024 года, состоящем из 19 песен, хочу выделить очень лирическую и очень философскую песню «Родному зов дому, не быть тут содому»:

Идёт с Бoгом бесeда,
Чтоб прорыв, чтоб Побeда — 
В ней и шёлк, и крапива, 
И кoлосья, и жниво. 

В ней и ласка, и раны,
Цветы, ятаганы,
Цельба и увечья — 
Вся суть человечья.

Небо всё в шрамах. 
Вся Родина в храмах.
Огней крестов пламя, 
Как сабля, как знамя.

В песне «Мы живы, мы Победа, мы костёр!» максимально ёмко и, при этом, полно дана постсоветская история Латвии:

За эти годы без особых схизм
Госкурсом стал тут бытовой нацизм.
Предвидя ужас, до затылка дрожь — 
Ведь с Перестройки все развод и ложь.

Вот как завершается эта песня:

Треть населенья «негры» тридцать лет 
В свободной Латвии, где свободы нет, 
И «Желтая звезда» как статус дан:
«Не люди вы — рой инопланетян».

Знак ясный всем нам Ангел белый дал,
Когда Победы памятник упал — 
На миг он крылья пламенно простер:
«Мы живы! Мы Победа! Мы костер!»

Седьмой, крайний альбом «И снова нужна нам Победа!» вышел только что 13 октября 2024 и состоит из 12 песен. Некоторые из них настолько свежие, что не успели войти в сформированную ранее книгу «Капельница».

И есть уже произведение, которое не успело войти и альбом. Поэт сказал здесь об одном недавнем событии, о котором не хватало художественного высказывания. «Олимп ада»:

Пока два месяца не пел, 
Мир Западный осатанел. 
И так во лжи и развращен,
Открыто стал бесовским он. 

На Олимпиаде Богу враг
Поднял вверх ногами флаг. 
Бог шельму метит: гадит свет
Весь коллективный Бафомет.
… 
Мой свет Христос, но им он тьма. 
Им жить с концом, мне — без конца. 
Я олимпийский мракобес! 
Я за Железный Зá навес!

Каспарс Димитерс — православный гуманист. Он глубинно и трепетно любит свой народ и свою землю. Именно тот, кто искренне любит своих, способен полюбить и чужих, всех людей.

В музыке Каспарса, которая является важнейшей составляющей его творчества наряду с поэзией, явственно слышатся традиции латышской музыки, а пиша на русском, он где-то мыслит на латышском, где-то пользуется образной системой латвийской литературы, и тем самым, он, и в том числе, распространяет латвийскую национальную культуру, оставаясь при этом — раз на русском — всецело и в русской культуре.

Эти и есть взаимообогащение. Всякая литература всегда национальна. Каспарс Димитерс — латвийский поэт, вышедший за национальные рамки, что, само по себе, крайне редко. И пусть это приблизит нашу Победу! Как говорит сам автор: «Весь мир не нужен нам, лишь вся Победа!»

Читайте также: «Других вариантов не будет»: генерал ВСУ обратился к украинцам

Вадим Воробьёв, специально для «Русской Весны»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх