Суверенное государство Беларусь есть продукт ленинской национальной политики. Будущие белорусы, проживавшие в Российской империи, испытывали затруднения с определением этнической идентичности.
Речь не об интеллигенции, которой имелось раз — два и обчелся, а о простых людях, преимущественно, неграмотных крестьянах.
Крестьянская масса идентифицировала себя, в основном, в конфессиональном ключе. Православные назывались «русинами» или «тутэйшими». Католики заявляли, что они просто католики либо поляки.Об этом писал в 1903 году Евфимий Карский - российский этнограф, белорус по происхождению. Российские власти в официальных документах специально прописывали графу «тутэйшие». Коренные жители территорий, впоследствии вошедших в Белорусскую ССР, на вопрос о национальной принадлежности так и отвечали: «тутэйшие».
И без перевода понятно, что означало «тутошние», «здешние». Другой вопрос -- на каком языке разговаривают — также вызывал недоумение: «Говорим попросту!». Среди белорусской интеллигенции доминировала «западнорусская идеология», рассматривавшая белорусов как субэтнос русского народа. Например, тот же Евфимий Карский считал белорусскую мову одним из наречий русского языка.
Понятие «белорусы» чаще всего связывалось с регионом проживания, а не с национальностью. Отдельные представители интеллигенции ратовали за искусственные этнонимы «литвины» либо «кривичи».
Бывший министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей однажды в интервью заявил: «Мы столько выстрадали в различных войнах, и помним, как в прошлом даже не имели права называться белорусами, нас называли тутэйшими». Владимир Макей, конечно, слукавил. Предки сегодняшних белорусов сами себя так называли. В Российской империи белорусов наряду с украинцами (малороссами) и великороссами относили к триединому русскому народу — государствообразующей демографической основе страны.
Для белорусов никаких ограничений не существовало ни в плане служебной, профессиональной карьеры, ни в сферах общественной деятельности. В нынешней Белоруссии есть и те, кто считает «тутэйших» истинным самоназванием белорусского этноса. Вадим Деружинский — публицист, исследователь, увлекающийся так называемой альтернативной историей — предложил переименовать страну в «Тутэйшую республику».
В книге «Мифы о Беларуси» он пишет: «Тутэйшие — истинное самоназвание нашего народа, рожденное изнутри, а не навязанное… в отличие от колониальных названий «белорусы» и «малороссы». Почему бы сегодня не поднять это самоназвание до официального уровня? Оно сняло бы все спекуляции о том, кем были наши предки — литвинами или русинами?»
Известный белорусский поэт и драматург Янка Купала, погибший в 1942 году, с Деружинским точно не согласился бы. Купала в одноименной пьесе данному понятию придал негативный смысл. «Тутэйшими» драматург назвал приспособленцев, подстраивавшихся то под поляков, то под большевиков, то под немцев.
Несмотря на все перипетии, белорусский этнос сформировался и, главным образом, благодаря национальной политике большевиков. Носители иной точки зрения в СССР подвергались обструкции с весьма печальными для себя последствиями. Упоминавшийся Евфимий Федорович Карский в большевистской прессе 20-х годов был заклеймен «великорусским шовинистом», «черносотенцем», «осколком царского режима».
Последней каплей, переполнившей чашу терпения советской власти, стала неосторожная фраза Карского о Львове, как «старом русском городе». Именно так ученый — этнограф и славист обозначил Львов в отчете о служебной командировке в славянские земли, совершенной в 1926 году. Карского с позором изгнали из Академии наук и сняли с должности директора Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера).
Евфимий Федорович попытался посредством научных аргументов отстоять свою позицию, но его запретили печатать. Современный белорусский историк Сергей Хомич утверждает: «Не выработай лидеры РКП (б) национальную политику в том виде, как она проводилась в 1920-е годы, не поддержи идею белорусской государственности в форме Белорусской ССР, не согласись с возвращением восточно-белорусских земель в состав БССР, вряд ли Беларусь в конце XX века состоялась как независимое государство».
Я привел фрагмент из монографии Хомича «Территория и государственные границы Беларуси в XX веке. От незавершенной этнической самоидентификации и внешнеполитического произвола к современному Status Quo». Янка Купала сделал такой же вывод, естественно, в духе своего времени: «Беларускую дзяржаву збудавау нам Сталiн». В переводе: «Белорусское государство построил нам Сталин».
Белорусы, возможно, и сохранились бы, но однозначно в очень небольшом количестве и в качестве субэтноса русского народа. К примеру, таковыми субэтносами являются ныне кубанские казаки или архангельские поморы.
Читайте также: Пленный рассказал о желании украинцев войти в состав России
Валерий Капленков, специально для «Русской Весны»
Свежие комментарии