В демократической Эстонии сегодня пройдут безальтернативные выборы президента.
Мало того, что президента этой прибалтийской страны выбирают не все граждане, а депутаты парламента (Рийгикогу), 24 сентября ни один из пяти кандидатов не смог набрать необходимые две трети (68 из 101) голосов парламентариев.
Впрочем, то же происходило и на выборах предыдущих президентов Эстонии Арнольда Рюйтеля и ныне занимающего этот пост Тоомаса Хендрика Ильвеса.
Таким образом, выборы президента парламентом Эстонии давно превратились в своего рода «праймериз». После второй попытки «выборов» в парламенте, если и она окажется неудачной, президента выбирает Коллегия выборщиков из тех же 101 парламентария и 234 представителей местного самоуправления.
Эксперты давно говорят, что целью такой системы выборов является максимальное ограничение участия этнических меньшинств, в первую очередь, русского и русскоязычного, в процессе выборов главы государства.
В защиту «демократичности» этой системы эстонский официоз и близкие к нему политологи обращают внимание на то, что Эстония является парламентской республикой и должность президента носит в основном представительские функции.
На деле, все три президента Эстонии после ее выхода из состава СССР (первым был Леннарт Мери) играют огромную роль в жизни страны, являясь ее «лицом», и не только высказывают, но и активно продвигают свою точку зрения через различные институты и общественные организации. В частности, уходящий президент Тоомас Хендрик Ильвес гораздо лучше известен в мире, чем премьер-министр (в настоящее время Таави Рыйвас), который традиционно играет роль технократа.
Тем не менее, на этот раз, очевидно, избрать президента удастся силами Рийгикогу, не прибегая к созыву Коллегии выборщиков. В понедельник 3 октября во «втором туре» баллотироваться будет единственный кандидат: представитель страны в Европейской счетной комиссии Керсти Кальюлайд. В ходе консультаций фракций парламента ее кандидатура поддержана 90 депутатами из 101.
Свежие комментарии