Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро накануне своего внезапного визита в Москву 6 октября разразился весьма жесткой риторикой в отношении России в связи с сирийским кризисом.
Среди прочего он предупредил, что «став пособником военных преступлений, однажды придется за это ответить, в том числе и в юридическом плане».
Но для России подобные угрозы не будут иметь последствий.
Фактически французский мининдел позволил себе высказать прозрачную угрозу в адрес России отправить ее руководителей под международный трибунал.
Это далеко не первое подобное высказывание за последнее время. О возможной квалификации бомбардировок Алеппо российскими ВКС и сирийскими ВВС как военных преступлений несколько дней назад заявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Обострение отношений между Россией и Западом в связи с событиями в Сирии привело ко вполне закономерному результату: западные партнеры начали искать механизмы давления на Москву. Ситуация для них несколько затруднена тем, что использование тех или иных силовых решений чревато, причем прежде всего для них. К тому же Россия предупреждает телодвижения в данной сфере собственной активностью и весьма резкой риторикой.
Последним шагом в этой сфере стало фактически объявление российским Министерством обороны бесполетной зоны как минимум над территорией, контролируемой сирийской армией, а как максимум — надо всей территорией, которую покрывает зона действия российских комплексов С-300 и С-400.
Так что отдельные политики, в том числе высокопоставленные, конечно, могут себе позволить радикальные призывы по использованию военной силы против сирийских и российских военных. Особенно это касается претендентов на высокие государственные посты. Однако, как показывает практика, государственные деятели, реально принимающие решения, отличаются куда большей умеренностью, сдержанностью и здравым смыслом.
Таким образом, не имея возможности (без потенциально катастрофических последствий) применить силовые методы против России, Запад вынужден обращаться к политическим инструментам. Собственно, применение данного арсенала практически целиком и можно наблюдать в последнее время.
Во-первых, в медиасфере развернута масштабная информационная кампания по обвинению России и Сирии в военных преступлениях в Алеппо. В ней принимают участие весьма заметные и влиятельные фигуры, например Джордж Сорос.
Во-вторых, высказываются вышеупомянутые угрозы отдать Россию под международный трибунал за действия ее военных в Сирии.
Этот пункт выглядит особенно иронично, учитывая свежую инициативу британского руководства вывести своих военнослужащих, принимавших участие в военных действиях (в первую очередь в Ираке и Афганистане), из-под действия Европейской конвенции по правам человека.
Ну и, разумеется, невозможно не упомянуть очередные «ошибочные» бомбардировки американцев, включая недавнее уничтожение отряда иракского ополчения. Количество разбомбленных НАТО свадеб и госпиталей уже давно перестали подсчитывать. Разумеется, никто не планирует за эти действия привлекать западные страны, их правительства и военных к ответственности за военные преступления.
Отличительной особенностью нашего времени становится то, что лицемерие и двойные стандарты Запада перестают прикрываться хоть минимальной маскировкой.
В-третьих, проявляются все более настойчивые попытки ликвидировать норму устава ООН о праве вето у постоянных членов Совета Безопасности. Если до недавнего времени эту идею высказывали достаточно маргинальные фигуры, типа украинского министра иностранных дел, то теперь о ней говорят такие влиятельные и серьезные фигуры, как верховный комиссар ООН.
Правда, и тут у Запада непреодолимые сложности. Никаких законных механизмов принять подобное решение в обход России (и Китая) у него нет. Так что любые попытки в этом направлении будут просто означать уничтожение системы Организации Объединенных Наций как таковой. Что, собственно, и продемонстрировал российский постпред, сразу поставив верховного комиссара на место.
В-четвертых, в Европе и Штатах вновь поставили уже несколько заезженную санкционную пластинку.
Но с этим как-то совсем все плохо, поскольку более двух лет санкционной политики Запада ни на йоту не сдвинули позицию России в желаемую сторону (скорее наоборот). Так что тема бессмысленности санкций все чаще поднимается представителями западного истеблишмента.
И это, собственно, все.
Западный мир за последние десятилетия выработал широкий спектр давления на «непокорных упрямцев», не желающих играть по его правилам. Эти рычаги — по отдельности или в совокупности — несколько десятилетий показывали хорошую эффективность и помогали добиваться цели. Но с Россией нашла коса на камень. В отношении нее применены все возможные (не ведущие к фатальным и катастрофическим последствиям) средства — и получен нулевой результат, а вернее, даже отрицательный на данный момент.
А уж угрозы международного трибунала в адрес российского руководства особенно ярко демонстрируют, насколько плохо понимает западный истеблишмент произошедшие изменения в мире и российскую власть. Судьбы Милошевича, Каддафи и Хусейна преподали всему миру наглядный урок, что с Западом нельзя давать ни малейшей слабины. И Кремль эти уроки явно извлек.
В результате в данный момент Запад оказался в неприятном тупике исчерпанных и не работающих рычагов давления. Похоже, в ближайшее время нам предстоит наблюдать его попытки выбраться оттуда.
Ирина Алкснис
Деловая газета «Взгляд»
Свежие комментарии