На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 485 подписчиков

Свежие комментарии

  • Амара Карпова
    Молодцы ребята👍❤️Будьте Хранимы Богом🙏Прорыв, штурм и п...
  • Eduard
    Конгрессмены своё имущество пусть передают,Конгресс США хоче...
  • Eduard
    Вы и так ничегг не решаете,ваши боссы забугорные решают за вас!Украина не должна...

Важнейшие требования к власти

В редакцию «Русской Весны» поступило продолжение философского материала Александра Одинцов об огромной важности нравственного самоконтроля представителей власти, без которого управление страной приводит к печальным последствиям. Обо всём этом тысячи лет назад написано в главной книге христиан.  

Библия об управлении государством

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Книга пророка Исайи 1:16-17).

Часть II

Трактовка предписаний для государства и его служащих

И его подчиненные должны быть также достойными и верующими людьми: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня» (Ис. 30, 1).

«Каков правитель народа, таковы и служащие при нем, и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» (Сир. 10, 2).

«Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы» (там же, 29, 12).

«Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притч. 15:8).

«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Притч. 22:29).

Очень важные принципы управления государством Господь дает через пророка Иеремию, как видели и ранее — важнейшее требование к власти — справедливость (Иер. 21, 11-12):

«И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит».

«Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.

Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.

Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их, и народ их…» (Иер. 22, 1-4).

Что мы видим: опять идет предупреждение не только царю, но и слугам его — «ты, и слуги твои», идет речь о праведном суде — «производите суд и правду», справедливом отношении к гражданам в том числе самым не защищенным — «не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы».

При соблюдении этого Господь обещает успешное правление царю и его слугам.

Далее идет детализация сказанного и разбор ошибок царя Саллума и сравнение его с его отцом Иосией:

«Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда, но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей.

Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: „построю себе дом обширный и горницы просторные“, — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.

Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.

Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.

Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.

Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: „увы, брат мой!“ и: „увы, сестра!“ Не будут оплакивать его: „увы, государь!“ и: „увы, его величие!“» (Иер. 22, 11-18).

Господь говорит о наказании за беззаконие, корысть, притеснение работающих — «не отдает ему платы его» — и строящих богатство за счет других — «построю себе дом обширный».

Особенно ярким выглядит выражение о справедливости к бедным и нищим — «Не это ли значит знать Меня? говорит Господь».

Немало о справедливом управлении государством написано в книге пророка Исайи, сказанное достаточно четко сочетается с изложением в книге Иеремии. В первой главе книги Исайи мы видим сначала огромной духовной мощи призыв делать добро (Ис. 1:16-18):

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».

И сразу за этим осуждение грехов властителей государства (Ис. 1: 21-23).

«Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!.. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них…»

Как толкует И. Златоуст:

«Князи твои не покоряются. Это — знак величайшей болезни и развращения, когда сами врачи усиливают болезни. Начальники должны удерживать беспорядочные действия народа, располагать его к исполнению долга, делать покорным закону; если же они сами первые нарушают законы, то как они могут быть учителями других?.. Когда испорчен корень, тогда чего доброго можно ожидать от ветвей?

Общницы татем. Еще важнее вина, когда они не только не прекращают преступлений, но стараются делать напротив, не только преследуют воров, но и содействуют им, делая зло, совершенно противоположное добродетели начальника.

Любяще дары. Другой немаловажный вид сребролюбия, который имеет благовидное основание, но под предлогом благосклонности означает крайнее корыстолюбие…

Сирым не судящи, т. е. не покровительствующие, так чтобы они получили справедливое. И суду вдовиц не внимающи. Надо заметить, что не только делать зло, но и не делать добра, — считается пороком».

И далее Господь говорит через пророка о воздаянии за эти грехи (Ис.1:27-28):

«Сион спасётся правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся».

Далее пророк особенно вдохновенно и ярко пишет о притеснении бедных богатыми (Ис. 3:12, 14-15):

«Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили… Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф».

Толкование И. Златоуста:

«Он продолжает тот же способ исправления, обращая укоризны от народа к старцам и начальникам и употребляя более грозный образ речи: представляет самого Бога судящим и осуждающим и обличающим за грехи против народа тех, которые обижали народ… Это показывает и великое снисхождение Бога, желающего судиться с ними, и самую речь делает обличительною, так что имеющих ум может привести в великое сокрушение… для того, чтобы научить всех, что начальники подвергнутся более тяжким взысканиям, нежели подчиненные. Подчиненный даст отчет только за себя самого, а начальник и за себя самого и за народ, который вверен его власти….»

«Вы зачем опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах?» Бог всегда имеет великое попечение о терпящих обиды, и не меньше, как за грехи против Него, а иногда и больше, гневается за грехи против подобных нам рабов… Он хотя и поставил любовь к ближнему второю заповедью, но — подобно первой, и как исполнения той требует весьма строго, так и этой. О первой он говорит: «всем сердцем твоим и всею душею твоею», и об этой: «как самого себя» (Матф. 22:37, 39).

И из многих других мест можно видеть, с какой строгостью Он предписывает нам обязанности друг к другу. Так и здесь, посмотри, как сильно Он повторяет и усиливает обличение разительными выражениями: Вы, говорит, зачем опустошили виноградник? Как поступили бы какие-нибудь жестокие иноплеменные неприятели, так вы поступили со своими. Виноградом же Он называет народ, по причине великого попечения о нем и промышления свыше… После таких слов самый вид лежащего пред глазами может достаточно тронуть того, кто не сделался слишком бесчувственным.

А вот свидетельство Соломона (Притч 1:19): «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им».

Далее Исайя с горечью говорит о притеснении со стороны богатых людей, которые увеличивают свое имущество за счет других (Ис. 5:8):

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле…»

Как толкует И. Златоуст:

«Если в самом деле ты ожидаешь воскресения и воздаяния, то для чего так заботишься о житейской славе? Для чего, скажи мне, мучишь себя каждый день, собирая денег больше, чем песку, покупая села и дома, и бани, часто приобретая это даже грабежом и лихоимством… Не это ли видим мы каждый день? Один говорит: „Дом такого-то отнимает у меня свет“ и выдумывает тысячу предлогов, чтобы отнять его; а другой, взяв поле у бедного, присоединяет к своему».

Далее пророк Исайя затрагивает тему правды (Ис.5: 20):

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..»

Как толкует Свт. Кесарий Арелатский:

«Есть некоторые люди, которые берут взятки и намеренно искажают справедливый ход дела. Пророк говорит о них: Тьму почитают светом, а свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горьким. Они выслушивают показания и судят несправедливо. Они получают дары земные, а теряют дары нетленные. Они наживают деньги, а теряют жизнь вечную.

О несчастный! Сделал ты это, делаешь или намереваешься сделать — ты разумеешь, что обретаешь, но не разумеешь, что теряешь. Золото обретаешь, а перед Богом грешишь. Сундук у тебя наполняется, а совесть повергается.

Но минет немного дней или лет, и душа твоя покинет тело, золото останется в сундуке, а несчастная душа сойдет в геенну. Если же ты рассудишь справедливо, если откажешься служить алчности или роскоши, тогда твоя душа, исполнившись Богом, поднимется в Царство Небесное, а сундук без золота останется в этом мире».

Фраза «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом…» возможно относится и к служителям так называемого «министерства Правды», осуществляющим целенаправленное манипулирование населением в целях интересов правящего класса.

После всего Пророк снова возвращается к теме справедливого управления государством и пишет об этом очень ярко (Ис. 10: 1-3):

«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?»

Как толкует Блж. Иероним Стридонский:

«Кроме же этого они написали самые дурные законы в видах угнетать бедных и смиренных из народа, чтобы получать добычу от вдов и грабить сирот. Им дается вопрос: что они будут делать, когда наступит день или плена, или суда, — день бедствия, приходящего издалека, которое было предсказано задолго прежде?..»

Как пишет Лопухин А. П.:

«Судьи израильские своими решениями и приговорами нарушают закон правды Божией и являются безжалостными по отношению к вдовам, сиротам и нищим. Этим нечестивцам предстоит или плен, или смерть; но этим гнев Божий на Израиля еще не удовлетворится. Речь идет не только о судебных решениях, но и о законах, вводимых вновь в государственную жизнь в царстве Израильском. Эти новые законы несправедливы и тяжелы для людей слабых и бедных, как, напр., вдовы и сироты».

Новый Завет активно развивает все эти темы. Посмотрим, что говорит Господь о неправедно нажитом богатстве.

Как сказал Христос: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26); «и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24).

И наконец: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но го́ре тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18:7).

И вот не менее важная притча о безумном богаче, который между прочим нажил богатство законным путем (за счет урожая), но что же будет (?) если этот путь был неправедным: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:17-21).

И неужели мы не помним вдохновенное обращение Господа, которое говорит, что каждый человек должен служить другим, и совершенно очевидно, что и то, и другое относится к руководителям государства, так как они должны по своему назначению служить народу:

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 25-28).

Служить Богу для управленца — служить государству и народу согласно евангельским, христианским законам.

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24–25). Нельзя одновременно служить маммоне и Народу; маммоне и Государству.

Может ли деятельность казнокрада быть благословлена Свыше на творческий успех и удачу? «…Путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6). Отсюда и происходит большинство экономических проблем, поэтому падают спутники, не достраивается космодром, нищета многих регионов и т. д.

Царь Давид

Награда праведных царей — благоволение Бога и любовь людей. Священное Писание указывает нам на пример праведности Царя Давида, который явил чудеса благородства и смирения во время его преследования его Саулом, вместе с тем был великим воином, который одержал много побед, в том числе в поединке над Голиафом, был мудрым и справедливым царем, и хотя и согрешил, но глубоко покаялся.

Вместе с ним он был невиданным праведником и пророком, оставившим нам прекрасные Псалмы, которые учат нас вере и верности Богу. И именно его род был избран Богом для спасения людей через воплощение и вочеловечение Второго Лица Святой Троицы — Господа Иисуса Христа.

История Иосифа прекрасного

Прекрасный пример верховного правителя — министра показан в образе прекрасного Иосифа, которого братья продали в рабство из зависти. Он оказался рабом у начальника телохранителей фараона, Потифара. Бог испытал Иосифа сначала в рабстве, где он, показав свои таланты, стал у него управителем всего имения, и работа его была крайне успешна.

На этой стадии он прошел школу управления, которая ему пригодилась при управлении царством. Затем он устоял против козней жены Потифара, показав свою нравственность и верность своему хозяину, после он прошел испытания тюрьмой, где и начальник темницы поставил его смотреть за узниками.

Кульминация истории — выявил свою мудрость в толковании снов и предложил фараону рецепт выхода из ситуации будущего голода путем откладывания одной пятой (20%) урожая в богатые годы, чтобы питаться этим запасом в неурожайное время. Предложенное решение является прообразом налоговой системы с налогом в 20%.

Так как сон истолковал только Иосиф, и никто из его мудрецов не сделал этого, фараон посчитал это абсолютно верным знаком Божьего благословения Иосифа, после чего он поставил его правителем над Египтом:

«И сказал фараон Иосифу: „Так как Бог открыл тебе все это, то нет столь разумного и мудрого, как ты. Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя“. И сказал фараон Иосифу: „Вот, я поставляю тебя над всею землею египетскою“. И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа, одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: „Преклоняйтесь!“ И поставил его над всею землею египетскою» (Бытие 41:39-43).

Фараон дал Иосифу новое имя (Цафнафпанеах, — тайноведец) и дал ему в жены Асенефу, дочерь жреца Илиопольского. Иосифу было тридцать лет. Все сбылось, как Бог открыл Иосифу. Сначала было семь лет плодородных. Иосиф заготовил богатые запасы.

Потом наступили семь лет голода. Иосиф продавал хлеб египтянам и соседям. Однако в результате у народа кончились деньги и имущество, и они продались за хлеб в рабство фараону вместе со своей землей. После Иосиф снабжал народ семенами для посева и постановил закон — пятую часть произведений полевых отдавать фараону за пользование землею.

О требованиях к царям и правлении Соломона

Правление Царя Соломона отличало мудрость, успех в делах земных — государство достигло огромных успехов, царь построил великолепный храм, получивший его имя, но вместе с тем постепенное нарушение «требований к царям» привело его к отступлению от веры и наказанию — разделению царства.

Умирая, Давид завещал Соломону тщательно соблюдать заповеди и уставы. Соломон показал Богу свою любовь, принеся тысячу всесожжений, после чего Господь явился ему во сне, спросив, чего ему дать.

Царь не попросил ни богатства, ни успехов в его царствовании, а того, что лежит в основе всего — мудрости:

«Я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло, ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3 Цар. 3:7,9).

И была эта просьба весьма угодна Господу, и поэтому Он наградил его всем, но предупредил его о соблюдении Закона:

«И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» (3 Цар. 3: 11-14).

И, действительно, все поражались мудрости царя: «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» (3 Цар.4, 34).

Уже в начале своего царствования Соломон «сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он» (3 Цар. 7, 7).

Всем известно его мудрейшее решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца. И была мудрость Соломона «выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей… И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» (3 Цар. 4, 30, 32). Соломон оставил богатейшее творческое наследие в Св. Писании Ветхого Завета: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст.

Правление его было мирным. Он вел успешную торговлю, контролировал транзитные торговые пути, велась добыча меди. С помощью Тирского царя построил флот, много строил, умножил войско и количество коней и колесниц. Флот в Индийском океане при одном морском путешествии приносил ему 400 талантов золота. В Пальмире и Бальбеке имелись торговые склады для заграничной торговли. Он построил роскошный дворец.

Но царь сразу нарушил несколько наставлений — о неумножении коней: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят» (3 Цар. 10: 28–29).

Также мы видим, что царь стремился к богатству, нарушая заповедь о чрезмерном умножении серебра и золота. Серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры стали равноценными сикоморам.

Но самое величайшее достижение Солома было строительство поразительно красивого и богатого храма, который строился 7 лет. Пол был покрыт досками из кипариса, отделан золотом. Стены, двери и ворота были украшены драгоценными камнями и резными изображениями херувимов, пальм, цветов.

Его размер был огромен: 60×20×30 локтей, то есть в плоскости примерно 10 на 30 метров и 15 метров в высоту. Но после освящения храма Господь еще раз предупредил Соломона о том, что он и его сыновья должны ходить праведными путями, иначе наказание неизбежно. Храм не был гарантией.

Как известно, у царя Соломона было также очень много жен, что позволяло ему выстраивать благоприятные отношения со своими соседями.

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: ‚не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам‘; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его» (3 Цар.11,1–3).

Здесь описано реализация этого предупреждения слово в слово.

К сожалению, это послужило причиной частичного отступления Царя о веры.

«Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар.11,4–7).

И этот грех вызвал наказание от Бога — разделение Царства.

«И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь [Бог]. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его…» (3 Цар.11,9–12).

Читайте также: Зачем Москва вдруг выставила США и НАТО невыполнимый ультиматум

Александр Одинцов, специально для «Русской Весны»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх