Украина назвала объём транзита газа, который она готова принять от России после 2019 года. По словам украинского министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, стране нужны как минимум 40 млрд кубометров. В противном случае, отметил он, прокачка топлива будет невыгодна.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что транзит через Украину может сохраниться в объёме, не превышающем 15 млрд кубометров в год, а также предупредил, что для этого в Киеве должны обосновать экономическую целесообразность нового контракта.
Его позицию поддержал и глава Минэнерго России Александр Новак, который сообщил о выдвинутом условии вице-президенту Еврокомиссии по энергосоюзу Марошу Шефчовичу.Украина будет настаивать на том, чтобы Россия прокачивала через её территорию не менее 40 млрд кубометров газа после 2019 года. Об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. Он отметил, что на иных условиях транзит топлива Киеву будет невыгоден.
«Украина не пойдёт на такие (меньшие — ред.) объёмы, потому что для Украины они будут экономически невыгодными. То есть нам нужно будет вкладывать средства, чтобы прокачивать такие объёмы газа», — цитирует министра агентство Укринформ.
По его словам, в Киеве рассчитывают на заверения Еврокомиссии в том, что она приложит все усилия для сохранения транзита газа через страну.
«Мы будем бороться, чтобы сохранить транзит более 40 млрд кубометров», — добавил Насалик.
Сохранятся крохи
При этом председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер накануне, 10 апреля, заявил, что Украине не стоит ждать от России прежних объёмов прокачки топлива. Ведь у российской компании к 2020 году появятся новые пути доставки газа своим партнёрам — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
«Российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объёмах. Поэтому определённый транзит вполне может сохраниться, в объёме 10–15 млрд кубометров в год», — пояснил он.
Миллер также отметил, что перед этим, однако, украинской стороне придётся «обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит».
Эксперты считают, что обозначенный Украиной объём может быть лишь стратегическим ориентиром. В частности, по мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, Киеву вряд ли удастся продавить свои условия, если «Газпром» сочтёт их для себя неприемлемыми.
«Мы наконец-то услышали от Украины их цифру, речь идёт о 40 млрд кубометров. Понятно, что у „Газпрома“ планка ниже. На 40 млрд можно выйти, но не на этапе 2020 года. Эта цифра может быть неким стратегическим ориентиром. Чтобы европейцы могли без рисков ожидать поставок по украинской ГТС, а мы могли иметь адекватные тарифы и техногенную гарантию, нужны вложения в украинскую ГТС, а они пока не на должном уровне», — пояснил он.
Поставили в известность
О необходимости получить от Украины экономически обоснованный и конкурентный план по транзиту газа в телефонной беседе с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем говорил и глава Минэнерго России Александр Новак.
«Отмечена готовность российской стороны рассмотреть возможность задействования газотранспортной системы Украины с 1 января 2020 года с учётом экономически обоснованных и конкурентных условий её использования», — говорится в сообщении российского ведомства.
Александр Новак и Марош Шефчович после встречи в Москве в 2016 году РИА Новости © Михаил Воскресенский
Министр также подтвердил приверженность России своим обязательствам по бесперебойной поставке топлива европейским странам, в том числе и через территорию Украины.
Помимо этого Новак и Шефчович договорились провести двустороннюю встречу в свете продолжающихся консультаций между «Газпромом» и «Нафтогазом». Однако дата и место их переговоров пока не назначены.
Как отметил Александр Пасечник, Киеву не стоит ждать от российской компании благотворительности и готовности поступиться в угоду ему энергетической безопасностью Европы.
«Почему мы должны рисковать, ставить под удар энергетическую безопасность Европы в угоду Киеву, когда у нас будут новые мощности в виде «Северного потока — 2», двух веток «Турецкого потока», одна из которых забронирована для европейского рынка. Понятно, что Украина желает обеспечить себе транзитные преференции. Чем больше прокачка — тем лучше для бюджетных характеристик. Но мы всё равно будет исходить из прагматизма. Я так понимаю, европейцы услышат доводы «Газпрома», — сказал он.
В любом случае, считает эксперт, и Украине, и России, и ЕС предстоят сложные переговоры в этой сфере. При этом он допустил, что со временем Киеву обеспечат желаемые им объёмы прокачки.
«Возможно, в стратегическом смысле к этой цифре и придём, здесь абсолютно экономическая модель должна быть, а не политическая», — добавил Пасечник.
Труба газопровода на дожимной компрессорной станции Харампурского месторождении РИА Новости © Евгений Биятов
Торговля за преференции
Сейчас Украина любыми способами пытается обеспечить себе хоть какие-то гарантии того, что Россия не прекратит транзит своего газа через неё. Поэтому цифра в 40 млрд — это пробный камень со стороны киевских властей.
«Транзит — это источник доходов и газовой отрасли, и бюджета Украины. Поэтому также очевидно, что чем выше объёмы транзита, тем больше денег будет в стране. Поэтому сейчас они пытаются использовать ситуацию пока не начата активная фаза прокладки морской части трубы „Северного потока — 2“, чтобы хоть как-то выторговать себе хоть какие-то преференции», — заявил RT директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
Однако, подчеркнул он, «Газпром» в этом случае будет действовать в первую очередь исходя из собственных интересов.
«Заявление о 40 млрд — это попытка поторговаться. Потому что мы уже в течение продолжительного времени слышим от и российской, и европейской сторон, что транзит будет сохранён, но исходя и потребности стран ЕС, для которых маршрут через Украину является оптимальным.
В данном случае не украинской стороне выставлять условия, потому что она предоставляет услугу. В нашей ситуации у „Газпрома“ есть договоры на поставку газа конкретным компаниям на территории Европы, и соответственно он должен смотреть каким образом ему дешевле доставить им газ», — резюмировал Кулагин.
Полина Духанова, Анастасия Румянцева
Читайте также: Украина может исчезнуть с карты мира, — экс-министр обороны (ВИДЕО)
Свежие комментарии