На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русская весна

115 430 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Это все прекратится,когда мы житетей Лондона в крови утопим!Британия передаст...
  • Eduard
    Знаменитое слово "передать",там в Лондоне открыли "Бюро добрых услуг" которое занимается "пепедачей" оружия чужим стр...Британия передаст...
  • Eduard
    Верю! Это как короновирус:"Сделали егр американцы,а европейцы лекарства от него!".А наивные лохи не задумываются,поч...Большая часть аме...

«Плётка для Джемилева»: Кто коренной в Крыму? (КАРТА)

Есть в мире пропаганды один приём. Ресурсоёмкий, но очень эффективный. Принцип его действия прост: к понятию приклеивается эпитет и в результате тысяч и тысяч повторов этот эпитет навязывается публике в качестве «факта, который всем известен». А «общеизвестное в доказательствах не нуждается».

Представьте, что в ходе политического ток-шоу кто-то, не называя сам народ, бросает фразу: «Вы ущемляете права коренного народа Крыма!». А оппонент спрашивает: «Кто это?»

Что за юродство! Всем известно (!), что единственный коренной народ Крыма – крымские татары (не считая несколько сотен караимов и крымчаков, которым «меджлис крымскотатарского народа»* также разрешил называться коренными).

Но всё же, что такое «коренной народ»? Ответа вы не найдете. Официального, международно-признанного определения термина «коренной народ» не существует. Конвенция о правах коренных народов есть, а определения нет. Бывает. Решение о признании того или иного народа коренным оставлено на усмотрение национальных правительств. На уровне же ООН пока предлагается только рабочее определение, т.е. мнение.

Увы, «особые обычаи и социальные, экономические и культурные традиции» – это не о крымских татарах. Они не отгоняют ударами бубна духов, в которых верят только они, а исповедуют одну из мировых религий, не гарпунят китов, а вежливо водят такси и выращивают вкуснейшие в мире помидоры – продукт отнюдь не особый этнический.

Да, в широком смысле и о татарах можно сказать про «особые обычае и традиции», но не больше, чем о любом другом народе. А рабочее определение ООН всё же об алеутах и андаманцах.

В том же определении коренных народов говорится о «нынешних потомках народов, которые проживали на нынешней территории … в момент, когда на неё прибыли из других частей мира (!) лица другой культуры и этнического происхождения». Что опять же отсылает к аборигенам Австралии или Бразилии, но никак не к Крыму, лежащему на проходном дворе Евразии.

В конце концов, предки «нынешних потомков» сами «прибывали» с набегами на те «другие части мира» и, как утверждает Мустафа Джемилев, даже вешали плётки на воротах их столиц. Да и к ним «прибыли лица» не чужие, а всего лишь из «Московского улуса», как утверждают свидомые науковцы. Какие претензии?

Вывод 1. Претензии представителей любого из народов Крыма на особый статус «коренного» с правовой (в т.ч. международно-правовой) точки зрения несостоятельны.

Остаётся единственный, но «железобетонный» исторический аргумент: «Крымские татары коренной народ, потому что как самостоятельный этнос он сложился в Крыму» (в отличие от русских, греков, армян и др.). Поэтический вариант: «Крым – единственная родина крымских татар!» (в отличие от тех же).

Ну, второй вариант вообще никуда не годится: «Россия – единственная родина русских. Крым – часть России. Ещё вопросы?».

Что же касается первого, то достаточно пройтись по историческим картам, чтобы увидеть: 1) Никогда весь Крым не входил в состав татарского Крымского ханства, что уже ставит под вопрос претензии на статус коренного народа во всём Крыму (об этом подробнее ниже). Зато: 2) В состав ханства входило всё Северное Причерноморье от Дуная до средней Кубани.

Отсюда вопрос: Являются ли крымские татары единственным коренным народом и на землях Причерноморья к северу, западу и востоку от полуострова и имеют ли и там некие исключительные права? Если да, то дополните аргумент их упоминанием. Если нет, то объясните, на каком основании «меджлис» требует от Киева создания «крымскотатарской автономии» в Херсонской области? Третьего не дано.

Вы будете смеяться, но на момент присоединения к России на юге Херсонской и Запорожской областей кочевала ногайская Джембойлукская орда, только в начале 18 века откочевавшая сюда из Предкавказья, а чуть ранее – из Казахстана. К северу от Сиваша они пробыли менее 70 лет и после упразднения ханства вернулись на Терек, где живут поныне! Других «крымских татар» (вытесненных ещё джембойлукцами!) у херсонской Чаплинки или Геническа не осталось, сюда пришли русские землепашцы. Так кто там коренной?

Вывод 2. Аргумент «меджлиса»: «Крымские татары — коренной народ, потому что как самостоятельный этнос сложился в Крыму», уничтожен самим «меджлисом».

И ещё один общеизвестный факт: так называемый «меджлис крымскотатарского народа» за 23 года незалежности не был зарегистрирован на Украине даже в качестве общественно-политической организации. Его не существовало. Первой страной, признавшей его организацией, стала... Российская Федерация. Внеся в список запрещенных экстремистских организаций. Вот зачем? Если было достаточно заявить, что такой организации не существует?

И «меджлис» даже не судился с киевскими властями! Т.к. был заточен на «хозяйственную деятельность»: захватили поле («Родина предков!»), оформили права, тут же «Родину» продали и захватывают очередную. А для этого нужна организация, охватывающая весь послушный народ: нельзя же всё время оформлять собственность на одних и тех же. Ну и гранты попиливали, не говоря о прочих мелочах. В 2014-м лавочка закрылась.

И тут «меджлисовцы» нашли гениальное решение: «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». Только наоборот. Водная и торговая блокада Крыма, устроенные «меджлисом», ударили в первую очередь по крымским татарам, которые сегодня занимаются овощеводством в степном Крыму, торговлей, перевозками и т.п. «Блокада вас разорила? А что делать? Борьба с оккупантами. Переезжайте сюда, здесь земли и воды много».

Даже какие-то потоки «меджлису» пошли, из Турции и не только. Правда, сразу же и скандалы начались: «Где деньги, Мустафа?». Господа! Ну нельзя же так! Постройте хоть пару-тройку показательных поселков. Депутатов ПАСЕ и Европарламента по ним водить, вот, мол, жертвы новой депортации, дайте денег. Из-за своей жадности гениальную идею гробите.

Нужен не запрет «организации», а суд над рейдерами и мошенниками ОПГ.

Вывод 3. У крымских татар нет органа (за исключением официальных российских), который мог бы поставить вопрос о признании их коренным народом и определить меры поддержки в соответствии с законодательством.

А теперь коснёмся этногенеза и самосознания крымскотатарского народа. Перенесёмся в середину 15 века. Что представляла собой карта полуострова и кто жил здесь? На южном, юго-восточном и восточном побережье, ранее принадлежавшем Ромейской (Византийской) империи, теперь располагались генуэзские колонии: Капитанство Готия и другие от Чембало (Балаклавы) до Воспоро (Керчь). Жили здесь преимущественно греки, а также армяне, итальянцы, славяне, грузины, евреи, и др.

В горах и предгорьях западного Крыма лежало княжество Феодоро, один из последних осколков Византии. Здесь и по всем предгорьям жили готы, аланы, греки, влахи.

И только в крымской степи еще с 4 века безраздельно господствовали тюрки: гунны, авары, булгары, хазары, печенеги. Однако, по мнению тюркологов, их языки относились к особой ветви, близкой к современному чувашскому языку, который настолько далек от большинства тюркских, что ещё в середине 19 века ученые считали его... финно-угорским.

Только в 1116 году половцы-кипчаки (прямые предки части крымских татар) добили запертых на полуострове печенегов, и утвердились в Крыму.

В 1441 году Крымский улус, став ханством, отделился от Золотой Орды, а крымские татары – от конгломерата племен, кочевавших от средней Волги до предгорий Кавказа и от Дуная до Алтая. Свою столицу – Бахчисарай – татары основали в предгорьях, в окружении христианских сёл, зато в приятном климате. В 1475 году османы разгромили генуэзцев и феодоритов и, внимание (!) включили их земли и Тамань в новый Кефинский санджак – «район» (позднее велайят – «область»), непосредственно входивший в состав Османской империи. А Крымское ханство стало вассалом империи. Ещё раз: южный, юго-восточный и восточный Крым никогда не входили в состав Крымского ханства.

Точнее, по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года Россия настояла на признании Стамбулом независимости Крымского ханства и на передаче ему Кефинского велайята (кроме Керчи и Ени-кале, которые отходили к России). Но Турция войну фактически продолжала. В 1782 в Крыму вспыхнуло протурецкое восстание, а главное – турки высадились на Тамани, грубо нарушив договор. В апреле 1783 года Екатерина II подписала манифест о принятии ханства «под Российскую державу».

Вывод 4. Лишь с присоединением к России началось (!) формирование будущего крымскотатарского народа из двух групп населения, ранее живших на территориях двух государств: Крымского ханства и Османской империи.

А может быть, эти группы не так уж и отличались друг от друга? Отличались, и очень сильно. После османского завоевания в Кефинский велайят переселилось много турок – чиновников, ремесленников, военных. Началась и исламизация. Греки побережья, принимая ислам, становились просто турками. Как и везде в Османской империи. Как свидетельствуют раскопки средневековых южнобережных кладбищ, мусульманские захоронения здесь стали преобладающими только... в 17 веке. За 100 лет до присоединения полуострова к России.

В Крымском ханстве христиан предгорий, принявших ислам, степняки называли «татами», что ясно показывает их социальный статус. Именно так тюрки-кочевники называли земледельцев в Закавказье и в Средней Азии и, почему-то евреев. Впрочем, в Крыму это слово быстро потеряло презрительный оттенок. И вообще, степняки-ногаи, по утверждению европейских путешественников были людьми милыми и добродушными, превращаясь в хладнокровных убийц только во время набегов.

Итак, на момент присоединения к России мусульманское население Крыма было представлено, и представлено до сих пор тремя группами. Это:

1. Ялыбойлю («южнобережцы»), говорящие на «южном диалекте», фактически – на турецком языке.

2. Таты, говорящие на среднем диалекте, восходящем к западно-кипчакскому (половецкому) языку.

3. Ногаи, говорящие на восточно-кипчакском диалекте, близком к казахскому языку.

По самым приблизительным подсчётам, таты составляют 40-50 процентов от общего числа крымских татар, ялыбойлю – 30-40, ногаи – оставшиеся 20. По данным авторов издания «Тюркские народы Крыма» (М., «Наука», 2003), ногаев только 13 процентов.

В набегах участвовали только ногаи-степняки – прирождённые наездники, с тремя лошадьми на каждого воина: только так обеспечивалась внезапность. Таты не участвовали ни в походах, ни в политической жизни ханства. История ялыбойлю до 1783 года это вообще история Турции.

Более того, те ногаи были «не совсем предками» сегодняшних крымских ногаев. Те в большинстве ушли в Турцию, как и причерноморские. Сильно обезлюдевшую крымскую степь частично заняли «мирные ногаи» Большой орды, вошедшей в состав Русского государства еще при Иване Грозном. К ним и остаткам прежних ногаев постепенно присоединялись таты предгорий. Постепенно, а потому перенимая ногайскую речь. Но антропологию не обманешь и современные крымские ногаи это уже далеко не казахи. Не знаю, возмутит это утверждение крымских татар или заставит задуматься, но:

Вывод 5. Крымские татары, несомненные потомки древних жителей Таврии, в большинстве своём имеют лишь косвенное отношение к политической истории Крымского ханства, его походам, подвигам и преступлениям (раз уж сегодня модно говорить об «исторических преступлениях» одних народов, забывая о других).

Имеют ли право татары считать историю ханства своей? Ответ: да. Тысячу раз – да! Они считают себя единой нацией, а общая история и выработанные ею общие ценности и смыслы, скажем прямо, «шаблоны» – это важнейший фактор единения нации. Как писал Эрнест Ренан (общий смысл статьи «Что есть нация?»): «Нация – это те, кто решили забыть то, что их разъединяет, ради того, что их объединяет». Я бы добавил: «А при недостатке объединяющего, выдумывают его».

Впрочем, так и происходит. Вот, например, все три лидера «меджлиса» – ялыбойлю. Причём, Джемилев и Чубаров даже из одного села под Судаком – Междуречье, бывшее Ай-Серез, ещё раньше – греческое Айос-Сергиос. Вот когда Джемилев говорит о плётке крымских ханов, он вообще о чём? Его предки эту плётку в руках держали или она их как-то иначе касалась?

Нет, было несколько случаев, когда и пехота в походах участвовала. Скажем, тот самый хан Девлет-Гирей, который Москву взять не смог, но Земляной город сжёг (про судьбу пресловутой плётки история умалчивает), настолько уверился в своих силах, что в 1572 года решил просто уничтожить Русское царство. Точно известно, что в походе участвовал 7-тысячный отряд янычар. Самый северный поход янычар в истории. Шли медленно, не в набег. Шли убивать. Только вот после битвы при Молодях ни один из них в Крым не вернулся, до отставки не дожил, семьи не завёл и детей не нарожал. Т.е. никак не мог стать предком Мустафы Джемилева.

На лбу «меджлисовцев» горит: «Атилла-2» («Атилла» – кодовое название операции турецкой армии по высадке на Кипре в 1974 году). Наряду с «промежуточной» идеей автономии в Херсонской области (не повредит же). Идеи преступные, самоубийственные, но простые и для неокрепших мозгов привлекательные. Что им противопоставляется? Ничего, кроме правильных, но общих фраз о межнациональном и межконфессиональном мире. И, да, посильного решения экономических вопросов. Но татары, как и русские – не голландцы: нам идея нужна.

Вывод 6 (обобщающий). В Крыму и в Москве незаметно даже попыток создать яркую и привлекательную идеологию крымскотатарского народа, способную стать новой основой его национального самосознания.

Об этом позже.

Альберт Акопян (Урумов),специально для «Русской Весны»

 * Запрещенная на территории РФ экстремистская организация.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх